Разделы презентаций


Способы словообразования. Морфемные способы образования слов 6 класс

Содержание

Цель урока: научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема: «Способы словообразования. Морфемные способы образования слов».
Презентацию выполнила учитель

русского языка и литературы высшей категории СтаростинаИ.А.
МБОУ Шатовская СОШ



Тема: «Способы словообразования.  Морфемные способы образования слов». Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы высшей категории

Слайд 2Цель урока:
научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных

морфемным способом.


Цель урока:   научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.

Слайд 3 2 пути пополнения лексики:



заимствования

образование слов
из средств самого
языка
?



2 пути пополнения лексики:

Слайд 4-гриб-


ок

-гриб-ок

Слайд 5
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования

слов.

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов.

Слайд 6











вода
водяной


водица


водопад
подводный






водичка
водник
наводнить
подводник
водянистый
водомёт
водный

водопад



водопровод

водаводянойводица водопад подводный водичкаводникнаводнитьподводникводянистыйводомётводныйводопадводопровод

Слайд 7ЗАПОМНИ!
Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей.
Основа

образованного слова называется производной, и само слово с этой основой

называется производным.
Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.
ЗАПОМНИ!Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей. Основа образованного слова называется производной, и само слово

Слайд 8
Например, в слове вод-а основа непроизводная. Если мы хотим от

этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса

–иц-
( вод+ -иц - водица),тогда основа вод-а выступает как производящая, а основа нового слова водиц-а – оказывается производной.
Например, в слове вод-а основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением

Слайд 9МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
суффиксальный
приставочный
приставочно- суффиксальный
бессуфиксный




МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕсуффиксальныйприставочныйприставочно-  суффиксальныйбессуфиксный

Слайд 10ИК
СТОЛ
СТОЛ
Суффиксальный способ
Словообразовательная модель:

стол



ик
стол


Словообразовательный разбор:


ик

+
основа производящего слова

ИКСТОЛ СТОЛСуффиксальный способСловообразовательная модель:столикстолСловообразовательный разбор:ик+основа производящего слова

Слайд 11Примеры:
конфета + -к- → конфетка

мебель+ -н- → мебельный



уголь+ -щик-→ угольщик

умный + -еньк- → умненький

белый + -е- → белеть

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Примеры: конфета + -к- → конфетка мебель+ -н- → мебельный уголь+ -щик-→ угольщик умный + -еньк- →

Слайд 12 смелый
Приставочный способ
Словообразовательная модель:



Словообразовательный разбор:
ЫЙ
смел


ЫЙ

смел


не
не смелый
не
+
прилагательное

смелыйПриставочный способСловообразовательная модель:Словообразовательный разбор:  ЫЙ смел  ЫЙ  смел не  не  смелый

Слайд 13Примеры:
пра+родина → прародина(существительное)


пре + мудрый→ премудрый(прилагательное)


про +

читать→ прочитать (глагол)

/

/
не + когда→ некогда (наречие)

Производящая
основа

Производная
основа

Производящая
основа

Производящая
основа

Производящая
основа

Производная
основа

Производная
основа

Производная
основа

Примеры: пра+родина → прародина(существительное)пре + мудрый→ премудрый(прилагательное) про + читать→ прочитать (глагол)

Слайд 14
и
закон

ть

у
Приставочно-суффиксальный способ
Словообразовательная модель:

у
+
основа производящего слова

и
ть

и закон тьуПриставочно-суффиксальный способСловообразовательная модель: у+основа производящего слова  и ть

Слайд 15Примеры:


за + штор + и ть →

зашторить



со- + труд+ ник → сотрудник



Производящая основа



Производящая основа


Производная основа


Производная основа

Примеры:  за + штор + и ть →  зашторить со- + труд+ ник → сотрудник

Слайд 16ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
ПОНАБЛЮДАЙТЕ ЗА СЛОВАМИ:

СТОЛ, ПЕРЕХОД, ТРАВА,

ДОМ, ЗАПЛЫВ.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.ПОНАБЛЮДАЙТЕ ЗА СЛОВАМИ:СТОЛ, ПЕРЕХОД, ТРАВА,ДОМ,  ЗАПЛЫВ.

Слайд 17ПЕРЕХОДИТЬ
ПЕРЕХОД
И
ЗАПЛЫВАТЬ
ЗАПЛЫВ
А

ПЕРЕХОДИТЬПЕРЕХОДИЗАПЛЫВАТЬЗАПЛЫВА

Слайд 18
Бессуффиксный способ
Словообразовательная модель:

поднос



и
поднос

Словообразовательный разбор:

и

-
основа производящего слова


ТЬ
подносить
поднос

Бессуффиксный способСловообразовательная модель:поднос иподносСловообразовательный разбор: и-основа производящего слова    ТЬподноситьподнос

Слайд 191.Поиск производящего слова
2.Выделение словообразовательной морфемы
3. Определение способа словообразования
Схема словообразовательного

разбора.










1.Поиск производящего слова2.Выделение словообразовательной морфемы3. Определение способа словообразования Схема словообразовательного      разбора.

Слайд 20
Словообразовательные словари показывают, как образованы слова.

Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка»

А.Н. Тихонова (1978). Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения.
Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например:
слаб(ый) <- слаб-е-ть< - о-слабеть <- ослабле-ни[j-э]


Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразовательный

Слайд 21ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:
МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ:


суффиксальный
приставочный
приставочно- суффиксальный
бессуфиксный

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:      МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ: суффиксальныйприставочныйприставочно-  суффиксальныйбессуфиксный

Слайд 22Домашнее задание:
Для всех-§26 (стр.58-курсив), записи на рабочем листке.
1 группа:

задания на рабочем листке;
2 группа: упр.126;
3 группа: подберите из произведений

художественной литературы-10-15 слов с разными способами морфемного словообразования.
 

Домашнее задание:  Для всех-§26 (стр.58-курсив), записи на рабочем листке.1 группа: задания на рабочем листке;2 группа: упр.126;3

Слайд 23СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО    ЗА  УРОК!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика