Слайд 1 СПП с однородным соединением придаточных:
Придаточные относятся к одному общему
для них главному предложению и являются одинаковыми по значению
[
,(когда обст. времени. ), (когда обст. времени. ) ].
Светлым солнечным утром, когда ещё вовсю распевают птицы, когда ещё роса не просохла на тенистых полянках парка, весь лагерь пришёл провожать Альку.
Слайд 2 СПП с неоднородным (параллельным) соединением придаточных.
Придаточные относятся к одному
общему для них главному предложению, но являются разными по значению
(Когда обст. времени. ), [ ], (которых прид. определит. ).
Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
Слайд 3 СПП с последовательным соединением придаточных.
Первое придаточное относится к главному
предложению (прид. первой степени), второе – к этому придаточному (прид.
второй степени) и т. д.
[ ], (потому что прид. обст. прич. ), (что прид. изъяснит. )
Виктор просился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
Слайд 4При последовательном подчинении рядом могут оказаться два союза (сочинительный и
подчинительный).
Запятая между двумя союзами ставится, если дальше нет третьей части
союза:
Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
[ ], (что ,(если . . . ), . . . ).
Запятая между двумя союзами не ставится, если далее идёт третья часть союза:
Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.
[ ], (что (если . . . ), то . . . ).
Слайд 5Определите вид соединения придаточных.
Я хотел, чтоб сердце глуше вспоминало сад
и лето, где под музыку лягушек я растил себя поэтом.
Я
спросил сегодня у менялы, что даёт за полтумана по рублю, как сказать мне для прекрасной Лалы слово ласковое «люблю».
В те края, где я рос под клёном, где резвился на жёлтой траве, шлю привет воробьям, и воронам, и рыдающей в ночь сове.
Слайд 6!Проверка знаний!
Среди данных предложений найдите СПП с однородным соединением придаточных:
(1)
Спасибо тебе, милая. (2) Девушка не поняла, о чём речь,
улыбнулась недоумённо: за что, мол… (3) И в самом деле – за что? (4) Я вышел из вагона. (5) Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе, на сердце и вовсе тепло. (6) Спасибо той девочке, которая подарила надежду и которую унесла электричка…
Слайд 7Среди данных предложений найдите СПП с тремя придаточными:
(1)Я был уверен,
что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в
кармане. (2) Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова гребанул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (3)Пошёл дальше. (4) Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет.
Слайд 8Среди данных предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:
(1)Разнообразнее раскрывается
страна. (2) На русской земле столько прелести, что всем художникам,
которые на ней живут, хватит её на тысячи лет. (3) Но знаете,- добавил он с тревогой, - что-то человек уж начал затаптывать и разорять землю. (4) А ведь красота земная – вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (5) Это одна из наших конечных целей.
Слайд 9Среди данных предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:
(1) Эти
слова принадлежат матери Терезе, женщине, чья подвижническая жизнь была настолько
насыщенна, что не может не удивлять и с трудом укладывается в наши традиционные представления. (2) Её считали святой ещё при жизни. (3) В 20 веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими помощницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. (4) Ею восхищались, её превозносили, перед ней преклонялись, её боготворили
Слайд 10Среди данных предложений найдите СПП с неоднородным (параллельным) соединением придаточных:
(1)
Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в
детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2) Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4) Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. (5) Девочек тоже было десять. (6) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7) Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками.
Слайд 11Среди данных предложений найдите СПП с однородными придаточными:
(1) В
средствах массовой информации сегодня нередко можно прочесть о случаях, когда
люди буквально падают от истощения возле компьютера после десятков часов беспрерывного пребывания в виртуальном мире. (2) В правдоподобии таких случаев убеждают откровения заядлых геймеров – игроков от 14 до 35 лет, признающихся в том, что они способны играть сутками, не отходя от машины. (3) Здесь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда человек с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться.