Разделы презентаций


Средства речевой выразительности-практикум

Содержание

ПредисловиеДля того чтобы справиться с заданием А6, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте.Данная презентация содержит не только теоретический материал по

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Средства речевой выразительности Задание А6
Автор: Крюкова М.А., учитель МОУ «СОШ №

99» г. Омска 2010 год

Средства речевой выразительности Задание А6Автор: Крюкова М.А., учитель МОУ «СОШ № 99» г. Омска 2010 год

Слайд 2Предисловие
Для того чтобы справиться с заданием А6, необходимо владеть теорией,

а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь

видеть их в тексте.
Данная презентация содержит не только теоретический материал по теме, но и образцы экзаменационных заданий.
ПредисловиеДля того чтобы справиться с заданием А6, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности,

Слайд 3Перечень понятий, которыми должны владеть 9-классники
Метафора
Олицетворение
Эпитет
Сравнение
Гипербола
Литота
Антитеза
Анафора
Параллелизм
Градация




Инверсия
Риторический вопрос
Риторическое обращение
Перифраз
Метонимия
Лексика разговорного стиля
Лексический

повтор
Однокоренные слова
Оксюморон
Фразеологизмы

Перечень понятий, которыми должны владеть 9-классникиМетафораОлицетворениеЭпитетСравнениеГиперболаЛитотаАнтитезаАнафораПараллелизмГрадацияИнверсияРиторический вопросРиторическое обращениеПерифразМетонимияЛексика разговорного стиляЛексический повторОднокоренные словаОксюморонФразеологизмы

Слайд 4Метафора
Это слово в переносном смысле.
Чаще всего выражается глаголами,


существительными

Например:
Ночь металась за окнами, то распахиваясь

стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
Метафора Это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными Например:   Ночь металась за

Слайд 5Олицетворение
Наделение неодушевлённых предметов
признаками и свойствами человека.

Например:

Заговорили наши орудия.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.Например:  Заговорили наши орудия.  Вечор, ты помнишь, вьюга

Слайд 6Эпитет
Образное определение предмета или действия.
Чаще всего выражаются прил.

и нар.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные

поляны льёт печально свет она.
НО: не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
Эпитет Образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается

Слайд 7Сравнение
Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение
может быть представлено:
а)

формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью
союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО,

БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении
союза КАК)
Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки,
И берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительным в Т.п.
Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
Сравнение Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов

Слайд 8Гипербола
Преувеличение.

Например: Я тебе миллион раз говорил.

Гипербола Преувеличение. Например: Я тебе миллион раз говорил.

Слайд 9Литота
Преуменьшение.

Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц,

не более напёрстка.

Литота Преуменьшение. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц,

Слайд 10Антитеза
Противопоставление, основанное на
параллелизме.

Например: Они сошлись. Волна и камень,


Стихи и проза, лёд и пламень.
Антитеза Противопоставление, основанное на параллелизме.Например: Они сошлись. Волна и камень,

Слайд 11Анафора
Это повтор звуков слов или оборотов в
начале отрывков,

из которых состоит
высказывание.
Например: Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке…
Анафора Это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.Например: Имя твоё –

Слайд 12Параллелизм
Повтор смежных грамматических
конструкций для подчёркивания их единства
и

образности.
Например:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки

синие…
Параллелизм Повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.Например: Не сияет на небе солнце красное,Не

Слайд 13Градация
Усиление значения слов благодаря эффекту
нарастания.

Например: Сейте разумное,

доброе, вечное…

Градация Усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное…

Слайд 14Инверсия
Необычный порядок слов.
При необычном порядке слов:
а) подлежащее стоит

после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Например: Вот нахмурил

царь брови чёрные.
(Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
Инверсия Необычный порядок слов. При необычном порядке слов:а) подлежащее стоит после сказуемогоб) прилагательное после существительногов) наречие после

Слайд 15Риторический вопрос
Это вопрос, который ставится с целью
усиления утверждения

и на него не
требуется ответа.

Например: На кого не

действует новизна?
Риторический вопрос Это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например:

Слайд 16Риторическое обращение
Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с
целью усиления выразительности.

Например:

О Русь моя! Жена моя!

Риторическое обращение Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.Например: О Русь моя! Жена моя!

Слайд 17Перифраз
Косвенное упоминание объекта путем не
называния, а описания.


Например: ночное светило = луна
или

Люблю тебя, Петра творенье! =
Люблю тебя, Санкт-Петербург!"
Перифраз Косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.    Например: ночное светило = луна

Слайд 18Метонимия
Образное обозначение предмета по одному
из его признаков.

Например:

Все флаги будут в гости к нам.

(флаги – то есть корабли)
Метонимия Образное обозначение предмета по одному из его признаков. Например: Все флаги будут в гости к нам.

Слайд 19Лексика разговорного стиля
Слова, используемые в повседневно-
бытовой сфере общения.

Например: реветь, дочурка,

продажный

Лексика разговорного стиляСлова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.Например: реветь, дочурка, продажный

Слайд 20Лексический повтор
Намеренное повторение одного и того же
слова, так выделяется

ключевое слово, на
значение которого нужно обратить внимание.
Например:
Лениво

дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Лексический повторНамеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить

Слайд 21Однокоренные слова
Слова с одинаковым корнем.

Например: ленивый, ленится, лентяй

Однокоренные словаСлова с одинаковым корнем.Например: ленивый, ленится, лентяй

Слайд 22Оксюморон
Сочетание несочетаемого.

Например: живой труп, пленница свободы,

светлая тьма

ОксюморонСочетание несочетаемого.Например: живой труп, пленница свободы,          светлая тьма

Слайд 23Фразеологизмы
Устойчивые сочетания слов.

Например: за тридевять земель

как кошка с собакой

вешать лапшу на уши
ФразеологизмыУстойчивые сочетания слов.Например: за тридевять земель           как

Слайд 24Образцы заданий

Образцы взяты из контрольно-тренировочных тестов
К образцам заданий прилагаются ответы.

Образцы заданийОбразцы взяты из контрольно-тренировочных тестовК образцам заданий прилагаются ответы.

Слайд 251. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
Кормили плохо, вечно хотелось

есть.
Утка была некрупная, молодая.
Всё равно толку не добьёмся, нас восемь

человек, а она такая маленькая.
Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
1. Укажите предложение, в котором содержится метафора.Кормили плохо, вечно хотелось есть.Утка была некрупная, молодая.Всё равно толку не

Слайд 262. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.
Помните, он корчил рожи,

а вы ему сказали, что у него способности?
Здесь жила Мария

Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил!
- Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте?
Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него

Слайд 273. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
Перед глазами его вдруг

встало лицо Марины...
Она была ему другом, и как же посмел

он сейчас так думать...
Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье...
Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
3. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.Перед глазами его вдруг встало лицо Марины...Она была ему другом, и

Слайд 284. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях:
«Серёжка

смотрит на неё, но видит не стадион, а
каменные стены

римского Колизея. Сейчас он не ученик
средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не
штаны и куртка, а кованые доспехи».
Гипербола
Метафора
Антитеза
Сравнительный оборот
4. Какое средство речевой выразительности использовано автором в этих предложениях:«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион,

Слайд 295. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:
«И он готов

ради этого работать день
и ночь, трудиться не покладая рук».
Эпитет
Олицетворение
Синтаксический

параллелизм
Фразеологизмы

5. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться

Слайд 306. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:
«Вообще мои родители

то и дело обвиняли нас обоих в
нечёткости: мы нечётко

сообщали, кто звонил маме и
отцу по телефону и что передавали в «Последних
известиях», нечётко выполняли режим дня».
Лексический повтор
Эпитет
Олицетворение
Метафора

6. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в

Слайд 317. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:
«За пятёрочками Наталья

не гонялась,
а они сами к ней липли».
Лексика разговорного стиля
Эпитет
Олицетворение
Гипербола

7. Какое средство речевой выразительности используется в предложении:«За пятёрочками Наталья не гонялась, а они сами к ней

Слайд 32Ответы
Задание 1 - 4
Задание 2 - 4
Задание 3 - 2
Задание

4 – 3 (антитеза)
Задание 5 – 4 (фразеологизмы)
Задание 6 –

1 (лексический повтор)
Задание 7 – 1 (лексика разговорного стиля)
ОтветыЗадание 1 - 4Задание 2 - 4Задание 3 - 2Задание 4 – 3 (антитеза)Задание 5 – 4

Слайд 33Послесловие
Желаю
сдать
экзамен
на «5»!

ПослесловиеЖелаю сдать экзаменна «5»!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика