Слайд 1Имя существительное
как часть речи.
5 класс
Слайд 2четвертый лишний:
шалаш, ночь, из-за туч, пейзаж
водоросли, росточек, возраст,
вырос
2) поставить ударения в словах:
столяр, торты, жалюзи, каталог
3) разведите
по значению и написанию слова:
развивается ребенок — развевается флаг
4) сколько букв и звуков в словах:
яма, письмо.
Слайд 3Имя существительное – хлеб языка.
( Л.В.Успенский)
«Давно живу я в мире
этом, даю названия предметам».
Слайд 5Выпишите имена существительные
Пуськи бятые.
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку.
И
волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И
подудонились.
А калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки
и брянчит:
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
Слайд 7Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева,
Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль.
1 группа – названия лиц:
2 группа – названия вещей:
3группа – названия веществ:
4 группа – названия живых существ и организмов:
5 группа – географические названия:
6 группа – названия фактов, событий, явлений:
7 группа – названия признаков:
8 группа – название действий:
Слайд 8Распределите существительные по родам и сделайте выводы.
Какие слова вам помогали
при распределении?
Аллея, бинокль, артист, Россия, вестибюль, вокзал, впечатление, коллекция, миллион,
будущее, профессия, территория, ветеран.
Слайд 9Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные.
Сделайте вывод.
Дама сдавала
в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
Слайд 10Распределите слова в два столбика.
По какому признаку распределяли?
Пушкин, поэт, река,
книга, Днепр, птица орел, город Орел, доброта, Нева, Восьмое марта,
март, ромашка, кафе «Ромашка», трактор, Куликовская битва, Сатурн.
Слайд 11Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Расскажите
о синтаксической роли существительного.
1) Дерево поднялось выше дома.
2) На косогоре
мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.
3) Сосна – это хвойное дерево.
4) Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Слайд 12Опорный конспект:
1. Существительное – отвечает на вопросы … Обозначает …
2. Морфологические признаки:
Пост. – собственное и …,
одушевленные и ….,
род (….),
склонение.
Непост. – изменяется по числам, падежам
3. В предложении является ...
Слайд 13Тест «Имя существительное».
Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи,
которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена
существительные пишутся с большой буквы.
Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело В. Смелый
Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении «Берёзы украшают леса»:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
Определить род существительных: честность, правда, книги.
Как называются существительные, называющие неживой предмет?
Слайд 14Самопроверка
Ответы
1. Б
2. А
3. Б
4. женский
5. неодушевленные
«5» — 5 правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» —
3 правильных ответа
Слайд 15Домашнее задание
Учебник «Теория» §4 (стр.14).
Составьте рассказ на основе текста
«Пуськи бятые»