Слайд 1стратегия
смыслового чтения
Доклад подготовлен
Пестрецовой И. Н.,
Учителем физики
МБОУ СОШ №19.
Мы понимаем
не текст,
а мир, стоящий
за текстом
А.А.Леонтьев
Слайд 2Чтение - вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически
зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации.
Функции чтения:
Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности.
Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт.
Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня.
Слайд 3Рекомендации по организации учебной деятельности с учётом возрастных психологических особенностей.
7
класс (12-13 лет)
В 7-ом классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:
Становление теоретического
рефлексивного мышления, характерного для высокого уровня развития интеллекта, происходит на основе развития формально-логических операций. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане.
У семиклассника активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную произвольную тему.
Рекомендация: проверяя уроки, просите ребенка воспроизводить устно и письменно основной смысл прочитанного. Так он будет развивать монологическую речь.
Слайд 4 8 класс (13-14 лет)
В 8-ом
классе продолжается интеллектуализация познавательных процессов:
У восьмиклассника становление теоретического рефлексивного мышления
тесно связано с развитием воображения, что дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п. Существует и вторая линия развития воображения: потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа. Игра воображения не только доставляет удовольствие, но и приносит успокоение. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.
Рекомендация: обратить внимание на фантазии ребенка. В них легко увидеть его желания и потребности, многие из которых необходимо вовремя скорректировать.
Слайд 59 класс (14-15 лет)
В 9-ом классе развитию интеллекта характерны следующие
особенности:
1. Значительное развитие теоретической мысли.
• Самостоятельность и активность мыслительной деятельности.
•
Критичность: старшеклассники чаще и настойчивее задают вопрос «почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений.
2. Совершенствование практического мышления. Развитым можно считать такое практическое мышление, которое обладает следующими свойствами:
• Предприимчивость. Человек должен быть всегда готов отыскать решение возникшей проблемы, выход можно найти из любой ситуации.
• рациональность. Обладая ею, человек в состоянии найти такой способ действий, который с наименьшими затратами и издержками приведет к нужному результату.
• Расчетливость. Проявляется в умении заглядывать далеко вперед, предвидеть последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, чего он может стоить.
• Умение оперативно решать поставленные задачи. Проявляется в количестве времени, которое проходит с момента возникновения задачи до практического решения. Характеризует динамичность практического интеллекта.
Многочисленными психологическими исследованиями было установлено, что юношам и девушкам, занимавшимся в школе развитием только теоретического интеллекта, во время обучения в ВУЗе приходится все усилия направлять на развитие практического интеллекта, без которого невозможны ни профессиональное обучение, ни профессиональная деятельность. Отсутствие навыков решать проблемы быстро и эффективно, неумение предвидеть возможный результат, всегда негативно сказывается на успеваемости таких студентов, а в последующем и на их профессиональной карьере.
Рекомендация: поощряйте участие ребенка в ученическом самоуправлении, которое поможет ему в развитии таких свойств практического мышления, как предприимчивость, расчетливость и умение оперативно решать поставленные задачи. Помогите ему развить рациональность, побуждайте самостоятельность.
Слайд 6Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования
включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве
обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Слайд 7Задачи ФГОС позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых
должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
-умение осмысливать цели чтения;
-умение выбирать вид
чтения в зависимости от его цели;
-умение извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов различных жанров;
-умение определять основную и второстепенную информацию;
-умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей;
-умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Слайд 8Технология смыслового чтения включает в себя
3 этапа работы с
текстом:
1. Планирование деятельности (предтекстовый этап). На этапе предварительной ориентировки формируется
или уточняется целевая установка, т. е. решаются вопросы, для чего, зачем читать.
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Слайд 9Чтение текста (текстовый этап). На этапе осуществления (исполнения) деятельности реализуется
процесс смыслового восприятия текста. Процесс понимания текста складывается из последовательного
наращивания смыслов всех микроконтекстов.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Слайд 10
3. Контроль понимания прочитанного (послетекстовый этап). На этапе контроля осуществляется
анализ результатов деятельности в зависимости от целевой установки, от тех
задач, которые ставились перед чтением текста.
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Слайд 11Использование данной образовательной технологии обеспечивает формирование таких сторон читательского развития,
как :
- эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств, сопереживание ситуации, героям
произведения, автору);
- активность и объективность читательского воображения, воссоздающего и творческого;
- постижение содержания произведения на уровне репродуктивном(пересказ), аналитическом(вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Слайд 12Образовательные технологии, применяемые при реализации Программы формирования стратегии смыслового чтения
.
кейс-технологии
технология развития критического мышления через чтение и письмо
технология
проектной и исследовательской деятельности
Слайд 13
Кейс-технологии
Синтез проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, метода проектов
Главное предназначение - научиться
работать с информацией:
-анализировать информацию
-сортировать ее для решения заданной задачи
-выявлять ключевые проблемы -прорабатывать и находить их решение
Слайд 14Технология развития критического мышления через чтение и письмо
:
СХЕМА:
1.
вызов
предположение по заголовку, ключевым словам
верные и неверные утверждения
перепутанные
логические цепочки
смысловые несуразности
кластеры и т.д.
2. реализация смысла
Методы активного чтения:
Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа).
Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов.
Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
3. рефлексия
заполнение кластеров, таблиц
организация различных видов дискуссий
написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе)
исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Слайд 15Технология учебного исследования
Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти
учащихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде.
А умственная деятельность ученого является той же самой, что и умственная деятельность пятиклассника, пытающегося осмыслить закономерности языковых отношений.
Основные этапы модели:
Столкновение с проблемой.
Сбор данных.
Проведение экспериментов.
Построение объяснения явления, события.
Анализ хода исследования.
Выводы.
Слайд 19Чтение с пометками
(ИНСЕРТ)
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать
информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель предлагает ученикам задание написать
на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Слайд 20Приём "Зигзаг"
Во-первых, он позволяет детально и в короткий срок
освоить довольно большой объем информации.
• Во-вторых, усвоение материала происходит в интерактивной
форме, то есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.
• В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста, систематизировать информацию.
• В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.
• В-пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных учащихся.
• В-шестых, прием "Зигзаг" позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ, такие как "кластер", "эссе", "сводные таблицы" и пр.
Слайд 28Кубик Блума.
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов
педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели
на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Методика применения.
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему?
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2.. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Слайд 29Приём «Толстые и тонкие вопросы».
«Толстые и тонкие вопросы» —
это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос
предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:
Слайд 30Ментальные карты
Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная
тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре
листа, то есть действительно в фокусе внимания.
Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.
Слайд 33Работа с текстом задачи на уроках физики.
Прочитайте условие.
- Прочитайте вопрос.
-
Что показывает каждое число в задаче.
- Может ли быть такая
ситуация в жизни.
- Нарисуйте схему или чертёж к задаче.
- По рисунку повторите задачу.
- Расскажите, что надо сделать для нахождения ответа на поставленный в задаче вопрос.
- Решите задачу и напишите ответ, при формулировки ответа перечитайте вопрос задачи.
Слайд 34Хочется отметить, что навык смыслового чтения
не зря относится к
метапредметным результатам обучения и входит в состав УУД. Он может
и должен формироваться всех школьных предметах, в частности физике. Формирование навыка смыслового чтения при обучении школьников физике происходит, прежде всего, в процессе решения текстовых задач. Однако при работе с традиционной текстовой задачей не в полной мере формируются умения, свидетельствующие о достижении рассматриваемого метапредметного результата. Формированию этих умений будет способствовать, например, выполнение задания: «Поспорь с …, который сказал следующее…
Слайд 35Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в
нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя
с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определения, формулы, закрепить навык вычисления, проверить сформированность навыка выполнения расчетных или качественных задач.
Слайд 36В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени
основного общего образования выпускники приобретут навыки работы с содержащейся в
текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно – познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно – символической форме, приобретут навык работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы
Слайд 37 У выпускников будут развиты такие читательские действия, как
поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно – следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Слайд 38И последнее – о чувстве меры.
Далеко не каждый текст
требует подробного комментария.
Слайд 39Источники информации.
1. Междисциплинарная программа
«Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»
(приложение к основной образовательной программе основного общего образования) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Черногорска.
2. Презентация «Смысловое чтение» заместителя директора по УВР С.А.Рачило, МБОУ г. Мурманска гимназия №3.
3. Презентация «Классификация стратегий смыслового чтения» учителя русского языка и литературы
Е. Н. Третьяковой, МАОУ СОШ №35 г. Томска.