Разделы презентаций


Текст и его основные признаки

Содержание

Отличительные признаки текста

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Текст
Урок русского языка в 6 классе


Мищенко С.Н. Карелия. Суоярви.

ТекстУрок русского языка в 6 классеМищенко С.Н. Карелия. Суоярви.

Слайд 2Отличительные признаки текста

Отличительные признаки текста

Слайд 3Смысловая цельность текста Как она достигается в тексте Ф. Абрамова «Наедине

с природой»?
Все кипит,

все бушует: вода, кустарник, сосны, березы, рябины. Ветер гонит песок, как поземку. Белые кипящие волны дохлестывают до сосен. Мокрый, радужно вспыхивающий на солнце галечник. И великое множество молодых чаек - как будто белый птичник сбился у воды.
Чайки в воде среди обмелевших валунов - как корабли в бухте. И
все плавают, все перестраиваются, словно выполняют какой-то маневр. Смотришь на этих чаек с задранными хвостами - и невольно приходит в голову: да не они ли послужили прообразом первого корабля? Не на них ли глядя, в мозгу нашего пращура зародилась мысль о корабле?
На отмели напротив нашего костра целый день недвижно сидят чайки. В великом множестве. Посиживают и о чем-то разговаривают, советуются. О чем? К отлету готовятся? Строптивых своих товарищей прорабатывают? Ах как хотелось бы подслушать их разговор! И не мне одному хочется. Раза три на моих глазах к чайкам подплывали утки, но переступить черту, установленную природой между отдельными видами, не решались.
Смысловая цельность текста Как она достигается в тексте Ф. Абрамова  «Наедине с природой»?

Слайд 4Смысловая цельность текста
Смысловая цельность достигается единством темы (природа)

и основной мыслью автора: наедине с природой хочется понять и

услышать её «язык».
Смысловая цельность достигается и тем, что отбор материала подчиняется основной мысли. Так, в заголовке текста обозначается тема или основная мысль.

Смысловая цельность текста  Смысловая цельность достигается единством темы (природа) и основной мыслью автора: наедине с природой

Слайд 5Членимость текста
Текст состоит из нескольких предложений.

В нём выделяются три отдельные части.
Ведущая

тема членится на микротемы. Каждой микротеме соответствует абзац.
Каждая из частей связана и с предшествующей и с последующей – так достигается смысловая связность текста.

Сформулируйте микротемы, используя слова текста.

Все кипит, все бушует.
Чайки – прообраз первого корабля.
Как хотелось бы подслушать их разговор!

Членимость текста  Текст состоит из нескольких предложений.   В нём выделяются три отдельные части.

Слайд 6Оценочное отношение автора к изображаемому
"Присутствие" автора может быть

выражено грамматически:
местоимением 1-го лица, глаголами 1-го лица,

обращением к читателю,
вопросительными предложениями, в том числе риторическими вопросами,
формами сослагательного (условного) наклонения, междометиями и др.
Автор отбирает метафоры, сравнения и другие тропы.
Оценочное отношение автора к изображаемому

Слайд 7Найдите в первом абзаце текста олицетворение, сравнения, которые раскрывают позицию

автора
Все кипит, все бушует:

вода, кустарник, сосны, березы, рябины. Ветер гонит песок, как поземку. Белые кипящие волны дохлестывают до сосен. Мокрый, радужно вспыхивающий на солнце галечник. И великое множество молодых чаек - как будто белый птичник сбился у воды.

Все кипит, все бушует: вода, кустарник, сосны, березы, рябины. Ветер гонит песок, как поземку. Белые кипящие волны дохлестывают до сосен. Мокрый, радужно вспыхивающий на солнце галечник. И великое множество молодых чаек - как будто белый птичник сбился у воды.

Найдите в первом абзаце текста олицетворение, сравнения, которые раскрывают позицию автора      Все

Слайд 8Назовите средства выразительности, которые использует автор, чтобы…(продолжите фразу)

Чайки в воде среди обмелевших валунов - как корабли в

бухте. И
все плавают, все перестраиваются, словно выполняют какой-то маневр. Смотришь на этих чаек с задранными хвостами - и невольно приходит в голову: да не они ли послужили прообразом первого корабля? Не на них ли глядя, в мозгу нашего пращура зародилась мысль о корабле?

Чайки в воде среди обмелевших валунов - как корабли в бухте. И
все плавают, все перестраиваются, словно выполняют какой-то маневр. Смотришь на этих чаек с задранными хвостами - и невольно приходит в голову: да не они ли послужили прообразом первого корабля? Не на них ли глядя, в мозгу нашего пращура зародилась мысль о корабле?


Назовите средства выразительности, которые использует автор, чтобы…(продолжите фразу)   Чайки в воде среди обмелевших валунов -

Слайд 9Назовите средства выразительности, которые использует автор, чтобы…(продолжите фразу)

На отмели напротив нашего костра целый день недвижно сидят чайки.

В великом множестве. Посиживают и о чем-то разговаривают,
советуются. О чем? К отлету готовятся? Строптивых своих товарищей прорабатывают? Ах как хотелось бы подслушать их разговор! И не мне одному хочется. Раза три на моих глазах к чайкам подплывали
утки, но переступить черту, установленную природой между отдельными видами, не решались.

На отмели напротив нашего костра целый день недвижно сидят чайки. В великом множестве. Посиживают и о чем-то разговаривают,
советуются. О чем? К отлету готовятся? Строптивых своих товарищей прорабатывают? Ах как хотелось бы подслушать их разговор! И не мне одному хочется. Раза три на моих глазах к чайкам подплывали
утки, но переступить черту, установленную природой между отдельными видами, не решались.

Назовите средства выразительности, которые использует автор, чтобы…(продолжите фразу)   На отмели напротив нашего костра целый день

Слайд 10Подведём итог

Подведём итог

Слайд 11Докажите, что перед нами текст

Мы не перестаем удивляться чуду родной речи. Только

родное слово, познанное и постигнутое в детстве, может напоить душу поэзией, рожденной опытом народа, пробудить в человеке первые истоки национальной гордости, доставить эстетическое наслаждение многомерностью и многозначностью языка предков. Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи, именно тогда возникает ощущение причастности своей к окружающим людям, окружающей среде, к определенной культуре.
Чингиз Айтматов.
Докажите, что перед нами текст        Мы не перестаем удивляться чуду

Слайд 12Проверим себя

Проверим себя

Слайд 13Найдите в тексте оценочную лексику, повторы, метафоры. Какую роль они

играют в тексте?

Найдите в тексте оценочную лексику, повторы, метафоры. Какую роль они играют в тексте?

Слайд 14Средства раскрытия темы Однотематическая лексика Тематическая группа слов
Сентябрь.
Сыплет осенний

нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих

и насупился.
И вдруг осеннюю тишину нарушает яркое, прямо весеннее бормотание тетерева!
Певчий дрозд откликнулся - просвистел свою песню. Затенькала
птичка-капелька – пеночка-теньковка.
И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это
прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится ра-
дость. Странный в сентябре лес: в нем рядом весна и осень. Желтый
лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы.
Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно и радостно!
Николай Сладков.
Средства раскрытия темы Однотематическая лексика Тематическая группа словСентябрь.   Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли

Слайд 15Проверим
Комментируя этот текст, можно выделить тематические группы,
например, лес: кусты,

деревья, опушка, листики, лист, травинка, травы, цветы;
обитатели леса: певчий дрозд,

пеночка и т.д.; средства описания изображаемого: синонимы, антонимиы, прием антитезы.
Выпишите эти средства описания.

Средства описания изображаемого.
Синонимы: притих и насупился; просвистел, затенькала.
2) Антонимы, на основе которых строится антитеза: весна и осень; желтый лист и зеленая травинка; поблекшие и зацветающие; тёплое солнце и холодный ветер; увядание и расцвет; песни и тишина; грустно и радостно.

ПроверимКомментируя этот текст, можно выделить тематические группы, например, лес: кусты, деревья, опушка, листики, лист, травинка, травы, цветы;обитатели

Слайд 16Литература
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.Развитие речи: теория и
практика обучения.

5-7 классы : Книга для учителя. М., 1991; Изд. 2-е.

М., 1994.
ЛитератураКапинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.Развитие речи: теория ипрактика обучения. 5-7 классы : Книга для учителя. М.,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика