Слайд 2
Цели:
дать определение текста;
обобщить сведения о тексте;
выявить основные признаки
текста;
вспомнить основные способы и средства связи предложений в тексте
Слайд 3ТЕКСТ
(от лат. textum – ткань, связь, соединение)
Несколько предложений или абзацев,
связанных в целое
темой и основной
мыслью
Слайд 4
ВИДЫ ТЕКСТОВ:
- УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ
- КНИЖНЫЕ И РАЗГОВОРНЫЕ
- ПОДГОТОВЛЕННЫЕ
И СПОНТАННЫЕ
- КОРТОКИЕ И ДЛИННЫЕ
Слайд 5
Тайга была такой
чистой, словно осень прошла по ней свистящей метлой, и во
всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.
был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись
погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.
Тайга была такой чистой, словно осень прошла по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги.
Слайд 7Основные признаки текста:
тематическое единство;
наличие главной мысли;
связность;
последовательность;
развернутость;
относительная
законченность.
Текст может состоять из одного абзаца, а может быть
статьей, книгой.
Слайд 8Абзац
Красная строка, отступ в начале строки.
Часть текста между двумя такими
отступами.
Слайд 9Различают цепную и параллельную связь предложений.
Слайд 10При ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ СВЯЗИ предложения не сцепляются одно с другим, а
сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления.
Особенности этого вида связи:
— ДАННОЕ повторяется во всех
предложениях текста, НОВОЕ не
переходит в разряд ДАННОГО,
— одинаковый порядок слов,
— члены предложения выражены
одинаковыми грамматическими
формами
Слайд 11Главное в цепной связи — предложения сцепляются одно с другим.
Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций.
Особенности этого вида
связи:
—НОВОЕ предыдущего предложения
переходит в разряд ДАННОГО
следующего предложения,
—повтор ключевого слова, замена его
синонимом, синонимическим
оборотом, местоимением, повтор
того или иного члена предложения
Слайд 121. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к
Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и
деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин.
(Г. Островский)
Слайд 132. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина
в лесу. Нет лучшей “музыки в человеке», чем скромность и
умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.
( Д. Лихачев)
Слайд 14определите признаки текста и вид грамматической связи предложений
Слайд 15СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ:
Местоимения, наречия;
Повторы;
Синонимы;
Слова на одну тему;
Союзы;
Синтаксический параллелизм
(одинаковое строение предложений);
Единство временных форм глаголов-сказуемых.
и неверные высказывания”
Текст состоит из предложений
К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки
«5» - 7 верных ответов
-
«4» – 6 верных ответов
+ «3» – 5 верных ответов
- «2» – 4 и менее верных ответов
+
+
+
Слайд 18ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1) Параграф 6, выучить правило на стр. 63,
67-68.
2) Упр. 148