Слайд 1Текстоведение
§ 9. Текст как произведение речи
Слайд 2Цель урока:
1) повторить сведения о текстоведении как разделе лингвистики и
о тексте как речевом произведении; 2) расширить и углубить представление
об этапах работы по созданию текста.
Слайд 3Текстоведение как раздел лингвистики.
Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно- выразительные
средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, откуда любой человек пригоршнями
может брать несметные драгоценности.
Г.Я.Солганик. Солганик Григорий Яковлевич - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ, автор ряда работ по стилистике массовой коммуникации.
Что лингвист называет сокровищницей языка?
Совокупность созданных мастерами слова изобразительно-выразительных средств.
-- Помогает ли нам это высказывание понять, как сделать свою речь богаче?
Да, нужно стремиться использовать в своей речи существующие в языке богатства.
-- Где мы можем черпать эти богатства?
В текстах художественных произведений, созданных лучшими мастерами слова.
Слайд 4В разделе текстоведение изучаются тексты как связные речевые произведения: особенности
их содержания, построения, языковые средства связи предложений.
Текст – это
предложения, связанные между собой по смыслу:
единство темы и наличие главной мысли
и грамматически.
Слайд 5Занимались текстоведением лингвисты
ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ВИНОГРАДОВ (1895-1969)
Винокур Григорий Осипович (1896—1947)
Слайд 6Текстоведческий анализ(№360).
Тема текста – «Дружба медведя с котом»,
идея –
«Несмотря на то что медведи и семейство кошачьих являются врагами,
между отдельными представителями этих хищников может завязаться настоящая дружба».
В этом тексте использованы все типы речи, так как в нём рассказывается о том, что происходит в Берлинском зоопарке: о зарождении дружбы медведя и кота, её развитии; описывается поведение животных по отношению друг к другу; автор статьи размышляет о невозможности такой ситуации в дикой природе, о дальнейшей судьбе участников событий.
Стиль текста художественно-публицистический: автор в рамках журнальной статьи стремится воздействовать на чувства читателя: убедить его в возможности дружбы между отдельными представителями хищников, вызвать удивление происходящим. В статье описан конкретный случай, ярко и образно обрисованы поведение животных и чувства посетителей зоопарка.
Для характеристики персонажей автор использует лексические средства выразительности – контекстные синонимы: бурый медведь – огромный медведь – косолапый сосед – хозяин вольера; чёрный кот – товарищ – чёрный питомец».
Чтобы привлечь внимание читателя именно к этой журнальной статье, необходим такой заголовок, который может вызвать интерес, например «Невероятная дружба», «Дружба вопреки вражде».
Слайд 7№360(2)
Безударные гласные в корне слова
Слайд 8 Этапы создания текста.
1. Речевой замысел(тема, основная мысль).
2.Обдумывание содержания(рабочие
материалы).
3.Создание речевого произведения.
4.Редактирование(правка).
Правка текста нужна для того, чтобы:
1) устранить погрешности,
оставшиеся после авторской доработки;
2) добиться ясности и четкости формулировок;
3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;
4) устранить шероховатости языка и стиля;
5) технически обработать рукопись.
Слайд 9№364
прежде всего нужно определить замысел текста.
Предположим, нужно донести до читателя
мысль о том, что щенок был давней мечтой автора создаваемого
текста, который хотел сам вырастить и воспитать маленького щенка, чтобы тот стал настоящим другом. Тогда ключевые слова могут быть такими: мечтал, обещали, День рождения, радость, забавный, неуклюжий, смешной, беспомощный, воспитывать, обучать, заниматься, лучший друг, замечательный, счастливый день.
Слайд 10Если автор стремится выразить мысль о том, что подаренный щенок
очень красивый, а кроме того будет весёлым товарищем в играх,
то список ключевых слов изменится: живой подарок, заливистый лай, шелковистая шёрстка, мягкие уши, тёмные блестящие глаза, умный взгляд, широкие лапы, забавный хвостик, весёлый характер, любит играть, прыгать, подаёт лапу, приносит палку, очень счастлив, буду гулять, прекрасный товарищ.
Слайд 11№366
Выражению мысли о том, что в природе не бывает абсолютно
вредного или абсолютно полезного животного, способствуют ключевые слова, с помощью
которых автор создаёт представление о вреде и пользе, которую приносят одни и те же птицы и животные: «противная» -- очень полезное, красавица – опасный вредитель, говорили – видите, очень полезные – грабят, слышали – видите, большой вред – большую пользу, враг – друг, «противно» -- «красиво», абсолютно вредного – абсолютно полезного, вред – польза.
Слайд 12Тип речи- рассуждение.
тезис (первое предложение),
аргументы (содержание второго, третьего, четвёртого
абзацев),
вывод (содержание повествовательных предложений в последнем абзаце текста).
Слайд 13для усиления авторской мысли используется лексический повтор (очень полезное (животное)
– очень полезные (птицы), большой вред – большую пользу, абсолютно
вредного – абсолютно полезного).
антонимы (вред – польза, враг – друг, вредный – полезный), контекстные антонимы («противная» -- полезное, красавица – вредитель, «противно» -- красиво).
синонимы(животные, птицы, насекомые…)
Автор умело использовал языковые средства.
Слайд 151.горизонтальное расположение полотна помогает подчеркнуть необъятность открывающегося пространства, идею непрекращающегося
движения в этом безбрежном просторе гордых и свободных птиц.
2.
простор, свободный, вольный, необъятный, безбрежный, бесконечный, голубой, белоснежный, полёт, свет, гармония, красота.