Слайд 1Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Тренировочные упражнения по анализу текста
(задания А29-А31; В1-В8; С1)
Слайд 2Цели урока:
Отработка умения внимательно читать и анализировать текст;
Отработка навыка выполнения
разных типов заданий, связанных с определением основной мысли, проблемы и
авторской позиции;
Отработка навыка выполнения разных типов заданий части 2 (В1-В8);
Развитие умения ориентироваться в особенностях формулировки заданий.
Слайд 3Текст №1
(1) Есть много книг о «хороших манерах». (2) Эти
книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и
дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. (3) Но люди обычно мало черпают из этих книг. (4) Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
(5) Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? (6) Простое ли это собрание «рецептов» поведения?
(7) В основе всех хороших манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
(8) Надо уметь не мешать друг другу. (9) Поэтому не надо шуметь. (10) Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. (11) Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. (12) И не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. (13) Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.
(14) Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. (15) И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе.
(16) Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. (17) А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять. (По Д. С. Лихачеву)
Слайд 4А29
а)В каких предложениях содержится вывод, который делает автор текста?
1, 2
5, 6
9, 10
15, 16
б) Какое утверждение соответствует
позиции автора?
1) Люди обычно постигают нормы поведения из книг о хороших манерах.
2) В основе хороших манер лежит забота о благополучии народа.
3) Бережное и уважительное отношение к людям и окружающему миру способствует воспитанию хороших манер.
4)Манеры придут к вам, если выполнять всё предписанное правилами поведения.
в) Какое утверждение противоречит содержанию текста?
1) Книги о хороших манерах объясняют, как следует держать себя в обществе.
2) В основе хороших манер лежит забота о человеке.
3) Для проявления хороших манер нужно запомнить только одно – необходимость уважительного отношения к людям.
4) Быть опрятно одетым нужно только потому, что не стоит шокировать людей своим внешним видом.
Слайд 5А30
а) Определите тип речи данного текста.
1) повествование
2)
рассуждение
3) описание
4) повествование и описание
б) Укажите предложение, в котором
использован фразеологизм.
3
5
10
13
в) Определите стиль данного текста.
1) художественный
2) разговорный
3) публицистический
4) официально-деловой
Слайд 6А 31
а) Что означает слово ГЛУБОКИЙ в предложении 14?
1) протяженный
сверху вниз
2) далекий в глубину
3) беспробудный
4) неисчерпаемый, необъятный
б) Какой
частью речи является слово ЗВОНКО в предложении 10?
1) краткое прилагательное
2) краткое причастие
3) слово категории состояния
4) наречие
в) В каком предложении термин употреблен в переносном значении?
1
16
6
15
Слайд 7
С1 Сформулируйте варианты основной проблемы, поднятой в этом тексте:
Что такое «хорошие манеры»?
«Что же лежит в основе руководства для
приобретения хороших манер?»
Есть ли связь между приобретением хороших манер и уважением к природе и человеку?
Слайд 8С3 Сформулируйте авторскую позицию:
Д. С. Лихачев высказывает мысль о
том, что «в основе всех хороших манер лежит одна забота
– о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо».
Автор настаивает на необходимости уважительного отношения к людям и утверждает, что хорошие манеры при такой жизненной позиции придут сами.
Слайд 9Задания В1-В8
В1
а)Выпишите частицу, которая пишется через дефис: ______________________
-таки (12)
б) Из предложений 4 – 7 выпишите частицы в нужном
порядке:______________________
же, ли, не
в) Из предложений 13-15 выпишите местоимения в нужном порядке, определите их разряд:_____________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
в этом (указ.), к другим (определ.), на вас (личн.), в себе (возвр.), то (указ.), что (относит.), в них (личн.)
Слайд 10В2
а) Найдите в первом абзаце слова, образованные переходом из одной
части речи в другую:_________________________
старшими, младшими
б) Из предложений 1-3 выпишите
слова, образованные суффиксальным способом:
много, в обществе, дома, одеваться, обычно, мало
в) Из предложений 8 – 10 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:______________________________
поэтому
Слайд 11В3
а) Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
__________________________________________
хороших
манер
б) Из предложения 8 выпишите подчинительные словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ:
надо
уметь; уметь не мешать; поэтому не надо; не надо шуметь (чавкать, класть, говорить); звонко класть; громко говорить
в) Из предложения 15 выпишите подчинительные словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ:
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
воспитывать в себе; воспитывать манеры; выражается в них; отношение к людям; отношение к природе
Слайд 12В4
а) Среди предложений 5-11 найдите простые односоставные безличные и
выпишите их номера:________________________________
8, 9, 10
11
б) Среди предложений 11 -17 найдите
сложные предложения, в состав которых входят безличные, выпишите их номера:
________________________________________
11,12, 13, 15, 16
Слайд 13 В5
а)Укажите номера предложений, в которых есть прямое обращение
к читателю:
13, 14, 17
б)Укажите предложение(-я) с вводной конструкцией, выпишите его
(их) номер(-а):
4, 14
Слайд 14В6
а) Среди предложений 1 – 4 найдите и укажите
номер предложения, в котором есть ряды однородных членов с сопоставительным,
противительным значением:_______________
2
б) Из предложений 1 - 6 выпишите средства подчинительной связи в порядке, соответствующем предложениям:
_________________________________________
как (с.с.); что (союз), зачем (с.с.)
Слайд 15В7
а) Среди предложений 1 – 8 найдите сложноподчиненное предложение
с последовательным подчинением, выпишите его номер:_____________________________
4
б) Среди предложений 1 –
8 найдите сложноподчиненные предложения с однородным подчинением, выпишите их номера:________________________________
2, 7
Слайд 16В 8
Укажите все средства выразительности, которые есть в этом
тексте (запишите номера предложений):
Список терминов:
1) сравнительный
оборот_______________________
2) градация_________________
3) фразеологизм_____________
4) парцелляция______________
5)
инверсия__________________
6) лексический повтор_________
7) восклицательные
предложения___________________
8) вопросно-ответная форма изложения___________________
9)олицетворение______________
10) метонимия________________
3 (5)
4 (9, 10, 11, 12)
5 (4, 13)
6 (9, 10, 11, 12)
8 (5, 6, 7, 14)
9 (2, 17)