Слайд 1Анализ
поэтического текста
по концентрической схеме.
По книге В.Н Александрова, О.И.Александровой
«Анализ
поэтического текста»,
Челябинск, «Взгляд», 2004.
Презентацию выполнила
Даньшина Н.П.,
Оренбургская область.
Слайд 2Первый этап- восприятие стихотворения целиком, впечатления, вызванные первым чтением, поверхностные
ощущения.
Тема стихотворения.
Жанровая форма (лирическое раздумье, пейзажная зарисовка, на фоне которой
даются авторские раздумья и т.д.).
Модальность (проникнуто грустью, чувством ликования, спокойный тон и т.д.).
Слайд 3Маска
неискушенного читателя
«Возможно, кто-то, прочитав это
стихотворение, недоуменно пожмет
плечами,
не найдя в нем ничего, кроме
незатейливого описания осеннего леса:
где же здесь глубокий
художественный смысл, где
жизнь человеческого сердца,
где же тут, наконец, поэзия?»
• «Маска» позволяет мотивировать
исследование стихотворения, искать
весомые аргументы, опровергающие
исходную точку зрения.
Слайд 4Второй этап- вычленение отдельных компонентов художественной системы.
Название.
Метрико-строфическая форма.
Фоника.
Лексико-морфологическая и иносказательная
выразительность.
Интонационно-синтаксическая выразительность.
Лирический сюжет.
Лирический герой.
Слайд 5Название стихотворения
Разновидности:
представляет основную тему или
проблему произведения.
задает сюжетную
перспективу
произведения: а)весь сюжетный ряд;
б)важнейший с
точки зрения
развития действия момент;
обозначает главных героев;
обозначает время и
пространство.
Слайд 6Метрико-строфическая форма
Рифма: параллельная (ААВВ),
перекрестная (АВАВ),
опоясывающая (АВВА).
Рифма: мужская- последний слог в строке
ударный (
), женская – после ударного
есть заударный слог ( ).
Стихотворный размер:
хорей( ), ямб( );
дактиль( ),
амфибрахий( ),
анапест( ).
Слайд 7Фоника
По характеру звука: аллитерация
(повтор согласного), ассонанс
(повтор гласного).
По количеству звуков: простые (А…А),
сложные
(АВС…АВС).
По расположению звуков
в повторе: анафора
(единоначалие А…А…),
эпифора (повтор в конце …А…А),
стык (…АА…), кольцо(А…-…А).
Слайд 8Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Ключевые слова – это слова, которые имеют
наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный
фон произведения.
Словообразовательная
выразительность –
экспрессивные возможности
приставок, суффиксов,
намеренное использование слов
определенной части речи.
Слайд 9Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Эпитет – художественное определение,
отмечающее
существенную для данного
контекста черту в изображаемом явлении.
Чаще- прилагательные в переносном
смысле («очи синие, бездонные»),
нередко- существительные
(«волшебница-зима»), наречия
(«На севере диком стоит одиноко»),
деепричастия («волны несутся,
гремя и сверкая»).
Слайд 10Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Сравнение – уподобление какого-либо явления другому. Выражается
различными способами:
творительным падежом
(«и с каждым днем уходит дымом»);
формой сравнительной степени
прилагательного
или наречия («Душа ее зефира тише/
И зрак прекраснее рая»);
оборотами с различными союзами
(как, будто, точно, словно);
лексически (при помощи слов
подобный, похожий, это:
«Глаза твои подобны звездам»).
Слайд 11Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Метафора – это слово или выражение, которое
употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении
двух предметов. В основу метафоризации м.б. положено сходство по цвету, объему, форме и т.д.
«В дымных тучках пурпур розы,
отблеск янтаря» (А.Фет).
«Лениво дышит полдень
мглистый» (Ф.Тютчев).
Слайд 12Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Метонимия – перенос названия с одного предмета
на другой на основании смежности.
Смежность м.б.
проявлением связи:
между содержанием и содержащим:
«Ну, скушай же еще тарелочку!»;
между автором и произведением: «Ругал Гомера,
Феокрита, зато читал Адама Смита»;
между действием и орудием этого
действия: «Их села и нивы за буйный
набег/Обрек он мечам и пожарам»;
между предметом и материалом,
из которого предмет сделан:
«Янтарь в устах его дымился»;
между местом и людьми, находящимися
в этом месте: «Вся столица молилась».
Слайд 13Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении
значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения
между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного:
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет…
А.Пушкин
Слайд 14Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Перифраз – оборот, состоящий в замене названия
предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на
их характерные черты:
«автор «Героя нашего времени»
вместо «М.Ю.Лермонтов»;
«Колумб российский через воды
Спешит в неведомы народы»
(М.Ломоносов).
Слайд 15Лексико-морфологическая и иносказательная выразительность
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение
размера, силы, значения.
Литота – непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо
явления.
Мужчина так кричал, что
в соседних домах стекла
повылетали.
«Ниже тоненькой былиночки
надо голову клонить» (Н.Некрасов).
Слайд 16Интонационно-синтаксическая выразительность
Синтаксическая структура предложения: грамматические признаки (простое или сложное, двусоставное
или односоставное, полное или неполное), характеристика предложений по цели высказывания.
Знаки
препинания.
Стилистические фигуры –
обороты речи, которые
воспринимаются как
отступления от некоторой
языковой нормы и эмоционально
воздействуют на читателя.
Слайд 17Стилистические фигуры
Риторический вопрос – вопрос ставится не
с целью получить на
него ответ, а чтобы
привлечь внимание читателя к тому или
иному
явлению («Быть или не быть?»).
Риторическое восклицание – восклицание,
усиливающее эмоциональное
восприятие («О, как душа стихает вся до
дна!» А.Фет).
Риторическое обращение – подчеркнутое
обращение к кому-либо или чему-либо для
усиления выразительности речи
(«Паситесь, мирные народы!/Вас не
разбудит чести клич.» А.Пушкин)
Слайд 18Стилистические фигуры
Повтор наиболее значимого слова, звука или предложения.
Анафора – единоначалие
Лениво
дышит полдень мглистый.
Лениво катится река.
Анадиплосис (подхват)– повтор
последнего
слова в начале
следующей строки.
О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
Эпифора – повтор в конце строки.
Слайд 19Стилистические фигуры
Рефрен – повтор самостоятельного
предложения, логически обособленного от
основного
текста (припев в песне).
Градация – нагнетание образов, их нарастание
или
убывание. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А.Блок)
Инверсия – неправильный
порядок слов.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
М.Лермонтов.
Правильный порядок: одинокий парус
белеет в голубом тумане моря.
Слайд 20Стилистические фигуры
Эллипсис – пропуск подразумеваемого слова.
Ввели и – чарку
– стук ему! (А.Твардовский).
Умолчание – начатая речь прерывается в расчете
на догадку читателя.
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
М.Лермонтов.
Слайд 21Стилистические фигуры
Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или
отрезков речи.
По небу плывут тощие тучи.
Над рекой висят серые клочья
тумана.
В душе затаилась угрюмая боль.
Антитеза – противопоставление.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Оксюморон – соединение двух
противоречащих друг другу
понятий, логически исключающих
друг друга («горькая радость»,
«сладкий яд», «горький мед», «звонкая тишина»).
Слайд 22Лирический сюжет
Анализ лирического сюжета – рассмотрение динамики, процессности, развития лирического
чувства, авторской оценки.
4 направления развития лирич.сюжета:
от гармонии человека и мира
к осознанию их дисгармонической
обособленности;
от дисгармонии к построению
гармонии;
от гармонии к ощущению еще
большей, более глубокой гармонии;
от дисгармонии к открытию еще
более страшной дисгармонии.
Слайд 23Лирический сюжет. Вопросы.
Какой жизненный материал используется в стихотворении?
Какое противоречие послужило
источником для развития лирического сюжета?
Как соотносятся начало и финал? Тема
возвращается к исходной точке? Сюжет
обрывается в момент наивысшего
развития чувства? Тема остается
нерешенной (открытый конец)?
•Какие типы речи включены
в лирический сюжет? Какова их функция?
•На какие этапы можно разделить
развитие лирического сюжета?
Слайд 24Лирический герой- субъект художественного отражения действительности, тот человек, чьи мысли,
чувства изображаются в лирическом произведении. Это своего рода маска, художественный
двойник автора, в образе которого выражается отношение к внешнему миру.
Возможные «маски»: летописец,
оратор, судья, менестрель,
мечтатель, мыслитель.
Слайд 25Практические задания для отработки
навыков по анализу поэтического
текста
вы найдете в книге В.Н Александрова,
О.И.Александровой «Анализ поэтического
текста», Челябинск, «Взгляд», 2004.
Презентацию целесообразно
использовать на обучающих
уроках по теории литературы,
дополнив ее своими примерами
и заданиями.