Слайд 1Учащийся как субъект в организации образовательного процесса на основе технологии
Караева.
Слайд 2ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
(Ж.А. КАРАЕВ
Данная технология обучения основана на педагогической системе,
учитывающей условия уровневой дифференциации обучения, которая отличается чётким выделением микроцелей
и результатов усвоения. Синтез этих условий предполагает необходимость расширения вышеперечисленных требований с учётом следующих:
целостность методической системы обучения;
модульный характер учебного процесса, складывающегося из блоков, наполняемых разным содержанием (методическую систему выражают совместно учитель и ученики).
Концептуальный подход к построению данной технологии имеет прочную основу, приводящих к изобретениям и открытиям.
Модульная технология
Основными мотивами внедрения в
учебный процесс модульной технологии считаю:
• Паритетные отношения учителя и учеников;
• Возможность выбора уровня обучения;
• Возможность работы в индивидуальном темпе;
• Возможность работы учащихся в парах, в группах;
• Контроль в процессе освоения учебного содержания.
Слайд 4Демократизацию образования понимают как изменение ролей в классе.
Главная
ценность в классе –
это ученик,
и ему предоставляется право добывать знания самому, думать, анализировать, сопоставлять и делать свой выбор. На смену механически повторяющему то, что написано в учебниках, приходит учащийся, который может дать свою оценку источникам информации.
За своё собственное образование в ответе
только ученик.
Слайд 5Для составления модульного урока используется следующий алгоритм:
- Формулировка темы урока;
-
Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;
- Разбивка
учебного содержания на отдельные логически завершенные
учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них;
- Подбор необходимого фактического материала;
- Определение способов учебной деятельности учащихся;
- Отбор методов и форм преподавания и контроля;
- Составление модуля данного урока;
-Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).
Слайд 6Каждый ученик выполняет задания, продвигаясь от простого к сложному, каждый
уровень усвоения обеспечивает определенное качество знаний. Ученический уровень – репродуктивные
умения в стандартной ситуации
Алгоритмический уровень – умение использовать знания в измененной ситуации
Эвристический уровень – частично поисковый, обеспечивает осознанность и прочность умений
Творческий уровень – вызывает потребность в познавательной деятельности
Слайд 7 Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом
к предмету. Интерес к предмету можно развивать во внеклассной и
учебной деятельности, совершенствуя методы и формы работы.
Поскольку урок- основная форма обучения; нельзя недооценивать его возможности в развитии познавательного интереса учащихся. Стремясь сделать обучение более интересным, преподаватели все чаще стараются применять элементы разнообразных интересных для них технологии. Использование в учебном процессе новейших педагогических технологии на сегодня являются актуальной проблемой. Системное использование технологии обучение в учебном процессе позволяет преподавателю переосмыслить цели образования, переориентировать свою профессиональную деятельность на достижение конечного результата каждого этапа урока каждым отдельно взятым учащимся.
Слайд 8 По характеру содержания и структуры технология уровневой дифференциации является
более обучающей. Цели, сформированные по данной технологии, не дают такой
четкой картины ее воспитательной направленности, хотя само собой разумеется, что принцип «обучая, воспитывай», безусловно, здесь действует.
По подходу к ребенку это личностно-ориентированная технология, ставящая в центр образовательной системы личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.
Слайд 9По технологии Караева никто не делит учащихся на сильных и
слабых, каждому предоставляется возможность выполнить задания трех уровней.
Требования к
заданиям:
1 уровень: Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения.
2 уровень: Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.
3 уровень: Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.
Слайд 10 Главный акцент в модели уровневой дифференциации делают не на
деление учащихся по их способностям или уровню обученности, а на
идею согласования процесса обучения с психологической и нравственной структурой развивающейся личности учащихся, что решается через:
1) разработку учебного материала, для которого каждый уровень его репрезентации (обязательный, дополнительный, повышенный, улучшенный и т. п.) мог бы быть предложен в многообразии индивидуально-личностных особенностей учащихся;
2) предоставление учащемуся возможности самостоятельной ориентации в многообразии учебного материала, в способах учебной работы, выбора для себя посильного уровня учения, т. е. возможности стать субъектом познавательной, нравственной деятельности и общения
Слайд 12При трехмерной методической системе обучения идет совершенствование процесса обучения: он
идет от учения как функции запоминания к учению как процессу
умственного развития, от обучения, ориентированного на среднего учащегося к дифференцированному и индивидуализированному обучению.
Слайд 13Современное состояние казахстанского общества образовательное пространство требует усиления роли школьного
образования в реализации задач личностного развития ученика. Исходя из этого,
цель педагога – научить учащихся думать, самостоятельно принимать решения, добывать знания, поскольку в современном мире каждому человеку приходится снова и снова учиться. Сегодня учитель уже не только и не столько источник знаний, а скорее организатор учебной деятельности и это побуждает учителей к поиску новых технологий обучения учащихся, изучению и внедрению их в практику работы.
Обучение должно быть организовано на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Каждый ученик должен достичь обязательного уровня обучения (задаваемого государственным стандартом) и иметь возможность дальнейшего развития с учетом индивидуальных способностей. По мнению Караева «обучение будет развивающим только в том случае, когда будет организовано по траектории, устремляющейся от низкого уровня к высшему, поскольку при этом развиваются умения, мотив, активность, качества знания и мышление».
Слайд 14Если ученик научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или
какими-то подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения
знаниями. Знания, которые усвоил ученик сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения учителя. Здесь же решается и большая воспитательная задача – привитие навыка самостоятельности в работе вообще, возможности в дальнейшем самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении каких-то практических задач.
Если учащиеся активно и сознательно участвуют в управлении собственной учебной деятельностью, то это порождает у них чувство удовлетворения от занятий, укрепляет веру в себя, открывает простор для творческой инициативы.
Слайд 15ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
ПО ТЕМЕ
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
ЗНАНИЯ
МЕТОДЫ
НАВЫКИ
УМЕНИЯ
ФОРМЫ
ТИПЫ
УРОКОВ
АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ
ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО
МОДУЛЯ
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕННОЙ ТЕМЫ
КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ УСВОЕНИЯ ТЕМЫ
Слайд 16Интеграция науки и практики является неотъемлемой частью современного развития общества,
в том числе и в образовательной сфере.
В ближайшем будущем
технологизация обучения станет необходимой для каждой школы, каждого учителя и ученика, так как новая модель образования, ориентированная на результат, не может опираться на традиционную систему обучения