Разделы презентаций


Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста

Содержание

Лингвистический анализ текста – фундамент его литературоведческого и стилистического изучения. Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания поэтического

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Углубление читательского восприятия через языковой анализ текста
Автор: Смелова Н.Г, учитель

русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская средняя общеобразовательная

школа»
Углубление читательского восприятия через языковой анализ текстаАвтор: Смелова Н.Г, учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ

Слайд 2Лингвистический анализ текста – фундамент его литературоведческого и стилистического изучения.


Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие

значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания поэтического и прозаического текста.

Приложение 2

Лингвистический анализ текста – фундамент его литературоведческого и стилистического изучения. Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов

Слайд 3Вариант структуры лингвистического анализа текста:

рассмотрение номинаций текста, определение темы, тематических

полей;
лексический комментарий;
анализ синтаксиса и изобразительно – выразительных средств. В анализ

стихотворных произведений включается рассмотрение метроритмического и фонетического уровней.

Вариант структуры лингвистического анализа текста:рассмотрение номинаций текста, определение темы, тематических полей;лексический комментарий;анализ синтаксиса и изобразительно – выразительных

Слайд 4Задачи перед учителем:

объяснить учащимся, что исследование художественного текста представляет собою

научный поиск;
привить им интерес к этому виду работы и сформировать

навыки чтения текста под лингвистическим «микроскопом»;
в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей думать, наблюдать и пробовать анализировать самостоятельно, при этом не фотографически точно определять тот или иной троп, фигуру, художественную деталь, а увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
Задачи перед учителем:объяснить учащимся, что исследование художественного текста представляет собою научный поиск;привить им интерес к этому виду

Слайд 5В процессе лингвистического анализа велика роль художественного воображения и образного

мышления.
«Дешифровка» художественного текста становится для учащихся моментом своеобразного литературного и

языкового «прозрения», проникновения в глубину произведения, постижения того, что было спрятано автором за строками:
В процессе лингвистического анализа велика роль художественного воображения и образного мышления.«Дешифровка» художественного текста становится для учащихся моментом

Слайд 7В процессе лингвистического анализа учащиеся пришли к выводам:
«Стихотворение без

названия. Тема его – молитва, просьба для родных, друзей, любимого

человека счастья, доброты, теплоты. И назвать его можно «Молитва». В стихотворении 5 раз употреблен глагол «попрошу», 2 раза – «помолюсь». Этим самым усиливается значение просьбы. Многосоюзие также используется для логического и эмоционального выделения перечисляемых желаний: «и удачу», и счастье, и очаг, и тепло» - семейное благополучие. Эмоциональный настрой передает и чередование односоставных и двусоставных предложений. Третье предложение инверсионного плана – чувствуется взволнованность Автора… В стихотворении 17 глаголов, преобладающих над другими частями речи. Лирический герой очень активен. Будущее время употреблено в форме настоящего – высказывается просьба и на сегодняшний день, и на будущее. Лексических выразительных средств в этом стихотворении немного: эпитеты, метафора. Присутствует высокая лексика – лирический герой обращается к Всевышнему… В тексте много зеленого цвета. Почему именно зеленого? Зеленый цвет – это свобода, покой, это жизнь и счастливый путь вперед, к которому стремится герой и желает того же всем родным и даже врагам… Цветопись – одно из главных средств выразительности, помогающее проникнуть в текст. Закрываются «тяжелые двери» не только для того, чтобы остаться наедине с Богом, но и чтобы оградить себя и родных от житейских невзгод…»
В процессе лингвистического анализа учащиеся пришли к выводам: «Стихотворение без названия. Тема его – молитва, просьба для

Слайд 8Я люблю весною ранней
Слушать, как журчит ручей
И ловить в свои

ладони
Брызги солнечных лучей.
Я люблю бродить по лужам,
«наступать» на облака,
Песни петь

люблю и слушать,
Как вокруг поет Весна.
Я люблю взбежать на взгорье,
Вызов ветру прокричать
И подснежник первый, робкий
Из- под ног своих сорвать.
Я люблю, когда машины,
Грязной брызгая слюной,
Мчатся мимо, улыбаясь
Белозубой шоферней.
Я люблю на ярком солнце
Зайчик в окна наводить,
Добрые ловить улыбки
И взамен свои дарить!

Какое солнечное, яркое, «легкое» стих. «Я люблю весною ранней…»

Мир природы не отделен от человеческих отношений. Природа – тот идеальный мир, куда уносится в мечтах лирический герой…

Я люблю весною раннейСлушать, как журчит ручейИ ловить в свои ладониБрызги солнечных лучей.Я люблю бродить по лужам,«наступать»

Слайд 9Результат лингвистического анализа данного стихотворения:
«В этих строчках - внутренний момент

жизни автора, его чувства, мысли, настроение, вызванное приходом весны. Лирический

герой говорит именно о себе, о своей любви к природе, восхищается ею. Герой полон энергии, которой напитался от природы. Этой энергией он готов поделиться с другими. Лирический герой – «Я». В стихотворении 5 строф, и каждая начинается словами «Я люблю». Дается характеристика этого «я». 21 глагол называет действия в природе, в душе, сердце героя, полного солнечной энергии. Лексические выразительные средства помогают ярче представить образ картины и образ героя. В стих. много метафор. Именно в переносном значении богаче выражено описание действий: «брызги солнечных лучей» - и я вижу яркий- яркий, ослепительный день! «поет весна», - и я слышу не только журчанье ручейков, но и шепот просыпающихся деревьев, пение птиц. «Ловить улыбки» - я чувствую, как меня приветствует первый подснежник, первый нежно- зеленый листочек… Ощущение весны усиливается звукописью (преобладание звонких согласных). Соответствующее настроение создают и яркие эпитеты…»
Результат лингвистического анализа данного стихотворения:«В этих строчках - внутренний момент жизни автора, его чувства, мысли, настроение, вызванное

Слайд 10С целью формирования навыков лексического анализа текста предлагается памятка:

«Найди в

тексте
ключевые слова (словосочетания)
слова, употребленные в переносном значении
синонимы, антонимы, омонимы
слова, стилистически

окрашенные
заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы и объясните роль этих лексических явлений в тексте (что достигается их использованием).
Проведи наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (особенно обрати внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях).
Покажи, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами.»

С целью формирования навыков лексического анализа текста предлагается памятка:«Найди в текстеключевые слова (словосочетания)слова, употребленные в переносном значениисинонимы,

Слайд 11Обучение лингвистическому анализу идет на интересных и непростых текстах, о

которых может быть неоднозначное мнение, могут возникать дискуссии.
После первоначального коллективного

анализа текстов учащиеся с желанием выполняют разные виды исследовательских работ:
«Слово «душа» в творчестве Н.Рубцова и А.Шадринова», «Медитативно – изобразительный язык поэзии А.Шадринова», «Экспрессивный синтаксис поэзии Шадринова», «В чем притягательная сила стихов поэтов – выпускников Борисовской школы?»
О том, какой «след»в душах учеников оставил, например, поэт-белозерец Шадринов, можно узнать из их творческих работ:
Обучение лингвистическому анализу идет на интересных и непростых текстах, о которых может быть неоднозначное мнение, могут возникать

Слайд 12«На оставленной человеком земле все еще стоят храмы… Для Алексея

Шадринова они не столько религиозные символы, сколько знаки высокой жизни

духа. И если у Рубцова мы слышим грустное сожаление о разрушенных церквях, то у Алексея пронзительно звучит подлинно трагическая мелодия, вызванная глубоким противоречием между обыденной подлостью, каждодневно встречаемой в жизни, и стремлением к духовной чистоте, в которой только и возможно истинное творчество. Внешнее не заслоняет от него сущности вещей и явлений: он знает, что
«…под дождем слезится на горе
Поруганный, опустошенный храм,
Но – Божий…»

«На оставленной человеком земле все еще стоят храмы… Для Алексея Шадринова они не столько религиозные символы, сколько

Слайд 14Мир слов, их сочетаний в нашем повседневном общении очень сложен

и многоцветен. Но еще более сложным оказываются языковые явления тогда,

когда они попадают в бурную стихию литературного текста, получая при этом особые эстетические функции.
Выявить их в целостной художественной системе произведения трудно, но это и становится нашей задачей – научить читать пристально и уважительно, чтобы видеть и слышать то, о чем хотел сказать автор.
Лингвистический анализ художественного текста особенно актуален в настоящее время, когда учащимся необходимо сдавать ЕМЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Мир слов, их сочетаний в нашем повседневном общении очень сложен и многоцветен. Но еще более сложным оказываются

Слайд 15Всем спасибо за внимание!

Всем спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика