Слайд 1
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 р.п. Мокроус
Кузнецова
Гоар Геворговна
Слайд 2
Употребление имён существительных в речи.
Слайд 3Цели урока
Дать понятие о роли имён существительных в достижении точности,
информативности, выразительности речи. Учить наблюдать за использованием имён существительных в
создании метафор, сравнений в художественных текстах.
Слайд 4Сравните предложения
Снег ложится на
землю.
Валит снег и стелет шаль.
(С.Есенин.)
Тропы
(греч. - оборот) - изобразительно-выразительные средства языка.
Слайд 5Тропы
(слова в переносном значении)
метафора
эпитет
олицетворение
Слайд 6Метафора
Греч. МЕТА – пере- + ФОРО – несу.
Метафора -
перенесение названия одного предмета на другой на основании их сходства.
Слайд 7Как рождается метафора
сон
Сон
состояние зимнего
леса
Цепь
как лёгкий снег
И стоит он,
околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован
Весь опутан, весь окован
Лёгкой
цепью пуховой
Слайд 9Деревья в зимнем серебре…
(А.С.Пушкин.)
Метафора основана на сходстве ЦВЕТА предметов.
Слайд 10Морозное дыхание метели
Ещё свежо, но улеглась метель.
(И.А.Бунин.)
Метафора основана на сходстве
ХАРАКТЕРА
ДЕЙСТВИЯ предметов.
Слайд 11Первый снег опушил у деревьев ресницы.
(Н.Рыленков.)
Метафора
основана на сходстве
ФОРМЫ предметов.
Слайд 12А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё
сильней.
(С.А.Есенин.)
Метафора основана на сходстве
ЗВУЧАНИЯ предметов.
Слайд 13Спишите русские народные поговорки. Подчеркните грамматическую основу предложений и объясните
постановку знаков препинания
1) Январь – весне дедушка.
2) Июль – матушка
лета.
3) Декабрь – шапка зимы
4) Ноябрь сумерки года
5) Ноябрь – ворота зимы
6) Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.
Слайд 14
Объясните, как вы понимаете эти поговорки. Все ли имена существительные
в этих предложениях употреблены в прямом значении? Найдите имена существительные,
которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.
Слайд 15Комплексный анализ текста.
1) Озаглавить текст.
2) Найти метафору
Ра_свело. Чистая вода на солнечном св_ту была покрыта ковром в_дяных
лилий. Ж_лтые лилии ра_крыты с самого во_хода солнца белые лилии ра_крываются часов в десять. Когда все белые ра_пустят(?)ся на р_ке начинается бал. (М. Пришвин)
Слайд 16Роль метафоры в художественном тексте
Метафора в краткой форме создаёт ёмкий
образ, открывает новый смысл слова.
Метафора придаёт тексту образность, экспрессивность.
Метафора помогает
приблизиться к разгадке идейного содержания художественного произведения.
Слайд 17Как рождаются сравнения
1.А она за мною мчится и кусает, как
волчица (К.И. Чуковский)
Сравнительные обороты с союзами
как, будто, словно,
точно, как будто.
Слайд 18Как рождаются сравнения
2.Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось
колесом. (К.И. Чуковски)
Сравнение,
выраженное существительным в творительном падеже
Слайд 19Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните сравнительные обороты.
1)Зв..здой бл..стят
её глаза; её уста, как роза, рдеют (А. Пушкин)
2)Осып..лся берёзы
лист и, как ковёр, устлал дорогу (А. Майков)
3)Тёмный ельник сн..гами, как мехом, опушил с..дые морозы
(И. Бунин)
4)Ветер всхлипывал, словно д..тя, з углом пот..мневшего дома.
(Н. Рубцов)
Слайд 20Конструирование предложений.
Составьте предложения с данными оборотами: как колокольчик; как будто
весенняя трава; словно драгоценный камень; как цветущий яблоневый сад; будто
сонная река.
Слайд 21Роль сравнений в художественном произведении.
В художественном произведении сравнение помогает нарисовать
явление, увидеть его по – новому и передать чувство и
мысль.