Разделы презентаций


Урок-исследование "Понятие о причастии"

Задача: сопровождать учащихся в процессе повторения пройденного материала и усвоения новой темы.Цели:Личностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций обучающихся, развитие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Урок-исследование на тему
«Понятие о причастии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей

№3
им. академика В.М. Глушкова
г. Шахты Ростовской области

2014 год

Разработала Баташова Людмила Александровна, учитель МБОУ лицей №3 имени академика
В.М. Глушкова

Урок-исследование на тему«Понятие о причастии»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3им. академика В.М. Глушкова   г.

Слайд 2Задача: сопровождать учащихся в процессе повторения пройденного материала и усвоения

новой темы.
Цели:
Личностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности

мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций обучающихся, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Предметные- формировать умения отличать причастия от прилагательных и определять глагол, от которого образовано причастие, познакомить обучающихся с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию, и его типичными суффиксами, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать и обрабатывать информацию.
Регулятивные –формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные – формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные - формирование умения строить устное и письменное монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Задача: сопровождать учащихся в процессе повторения пройденного материала и усвоения новой темы.Цели:Личностные - создание условий для усвоения

Слайд 3Проверка домашнего задания. Исследование текста на предмет нового материала.

Прочитайте текст. К выделенным словам найдите зависимые слова. Докажите, какой

частью речи являются зависимые слова в словосочетаниях.

Донские берега, густо заросшие диким кустарником и камышом, изрезанные бесчисленными лиманами, давали в старину приют не одной паре лебедей, потому и назвали посад Лебедянью. Люди жестоко обходились с подаренным им самой природой дивом, и поубавилось лебедей в донской пойме. Кроме мужественной пары, гнездившейся прямо у моста, можно ещё увидеть чаек, низко летающих над рекой Дон. Вдали виднеются улицы с рубленными избами, с узкими крутыми спусками, заросшими вишнями и крыжовником, палисадники с пьянящим ароматом цветов.
(По Моложавенко)

Проверка домашнего задания. Исследование текста на предмет нового материала.  Прочитайте текст. К выделенным словам найдите зависимые

Слайд 4Выписать из текста словосочетания сущ. +причастие
заросшие (какие?) берега
изрезанные  (какие?)

берега
подаренным  (каким?) дивом
гнездившиеся  (какой?) пары


рубленными(какими?) избами
заросшими(какими?) спусками
пьянящим  (каким?) ароматом
Выписать из текста словосочетания сущ. +причастие заросшие (какие?) берегаизрезанные  (какие?) берегаподаренным  (каким?) дивомгнездившиеся  (какой?)

Слайд 5

Актуализация знаний
Учитель.
В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры. Верхняя часть – туловище человека, а нижняя часть представляет собой туловище лошади.
Вот такие необычные кентавры есть и в русском языке. Это причастия. Сегодня вы познакомитесь с удивительной морфологической единицей, вокруг которой не утихают лингвистические споры. Постараемся открыть новые секреты русского языка.

Слайд 6 Исследовательская работа
Вариант №1. Сгруппировать слова по частям речи. Дайте

определения знакомым частям речи и назовите их морфологические признаки. В

каких словах вы затрудняетесь определить часть речи?
Слова: желтеющий (лист),жёлтый(лист), желтеть, желтизна, серебро, серебряный, посеребрить, посеребрённый, зелёный, зелень, позеленеть, позеленевший.
Вариант №2.
Слова: шум, шумный(поток),шумящий поток);белый(снег), белеющий (снег),зимняя(дорога), зимующие птицы, гром, громовые (раскаты), гремящий (звук)
Исследовательская работаВариант №1. Сгруппировать слова по частям речи. Дайте определения знакомым частям речи и назовите их

Слайд 7Прокомментируем кластеры:

прилагательное






Глагол






Вопрос: какой? какая? какое? какие? морозная, снежная (зима); белый чистый (снег)
Жёлтый, жёлтой, жёлтая, жёлтое, жёлтые

Форма: полная и краткая
Красивый – красив; умный- умён


Род, число, падеж. Согласуйте слова: Золотое (кольцом, цепочке, брошь, ключики)

Вид: желтеет, пожелтел (лист)

Время: будет читать, читает, прочитал; падает, падал, упадёт

Прокомментируем кластеры:

Слайд 8
Изучение нового материала
Рассмотрите таблицу. Сделайте морфемный разбор. Назовите суффиксы

причастий
Делающий Рассыпавшийся
Любящий

Расстилавшийся
Читавший Закруглённый
Везший Рассыпанный
Озаряемые Проверяемый
Гонимый Лечащийся
Прочитанный Перекрытый
Увиденная Скучающий
Бритый Находящийся
Изучение нового материала Рассмотрите таблицу. Сделайте морфемный разбор. Назовите суффиксы причастийДелающий     РассыпавшийсяЛюбящий

Слайд 9 Работа в парах. Исследуем.
Имя прилагательное

Маленький
1. Вопрос: какой?
2. Признак предмета.
3.

Начальная форма: им.п., ед. ч., муж. р.
4. Изменяется по родам, падежам, числам.
Например:(маленькая девочка, маленького мальчика, маленькие мальчики)
5. Окончания –ий, -ая, -ого, -ие.


Причастие
читающий
1. Вопрос: какой
2. Признак предмета по действию
3. Начальная форма: им.п., ед.ч.,
муж.р.
4. Изменяется по родам, падежам, числам.
Например:(читающая
девочка, читающего
мальчика, читающие
мальчики )
5. Окончания –ий, –ая, –ого, –ие.

Вывод. Причастие имеет признаки
прилагательного.

Работа в парах. Исследуем.Имя прилагательное        Маленький1. Вопрос:

Слайд 10 Работа в парах. Исследуем.

Глагол


любит
1. Действие предмета
2. Время (наст.)
3. Вид (несов.)
4. Возвратность (невозв.)
5. Зависимые слова (любит кого?)
Например: сверкать, замерзать, зимовать

Причастие
любящий
1. Признак предмета по действию
2. Время (наст.)
3. Вид (несов.)
4. Возвратность (невозв.)
5. Зависимые слова (любящий кого?)
Например: сверкающий,
замерзший, прозимовавший

Вывод. Причастие похоже и на глагол,
только у него 2 времени: настоящее и
прошедшее

Работа в парах. Исследуем.         Глагол

Слайд 11IV. Формирование новых умений.
Проверим, кто обладает хорошей памятью. В течение

1 минуты вам нужно запомнить суффиксы, а затем записать их

в тетрадь.

1) холодная осень 2) замёрзшая река 3) падающие листья 4) распечатанный доклад 5) старший брат 6) растаявший снег 7) построенный дом 8) южная природа 9) плывущие облака 10)шумящий поток
11) шумный поток

Найдите словосочетания с причастиями, назовите суффиксы.

IV. Формирование новых умений.Проверим, кто обладает хорошей памятью. В течение 1 минуты вам нужно запомнить суффиксы, а

Слайд 12Учитель:
Секрет. Причастие можно заменить сочетанием
«тот, который + глагол»,

от которого причастие образовано.
Например: летящий – тот, который летит.
Проверим ваши

знания!

1. Это причастия?

Улыбающийся Тот, который улыбается
Читающий Тот, который читает
Спасенный Тот, которого спасли
Увлечённый Тот, который увлекается
Забытый Тот, которого забыли

Учитель: Секрет. Причастие можно заменить сочетанием «тот, который + глагол», от которого причастие образовано.Например: летящий – тот,

Слайд 13Подготовка к творческой работе.

Задание. Списать предложения, выделив причастия

с определяемыми словами.

В русской пейзажной живописи много

произведений, посвящённых временам года.
Художники чаще всего изображают раннюю или позднюю осень, тающий снег или яркое зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за туч.
Илья Исаакович Левитан – талантливый художник, глубоко любящий родную землю и умеющий показать красоту её.
Подготовка к творческой работе. Задание. Списать предложения, выделив причастия с определяемыми словами.   В русской пейзажной

Слайд 14Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Слайд 15Картина И.И. Левитана «Золотая осень» была написана в 1895 году.

Что интересного, красивого увидел художник в осени? Расскажите вы, продолжив

описание картины. Используя данные словосочетания


Речка, пересекающая; несущая плавные воды; сверкающая даль; высохшая трава; убранный урожай; вскопанные огороды; виднеющиеся дачные домики; созданное полотно; затаившаяся тишина; выгоревшая трава; падающие листья; пожелтевшая трава; осенняя пора; чудесное время года

Картина И.И. Левитана «Золотая осень» была написана в 1895 году.  Что интересного, красивого увидел художник в

Слайд 16 VI. Систематизация знаний.
1.

Прослушать сочинения учащихся.
2. Итог урока

(рефлексия).
3. С какой частью речи мы сегодня познакомились на
уроке?
4. Что мы о ней узнали?
5. Как вы думаете, почему у лингвистов нет единства в
определении причастия?
Оценивание знаний учащихся.
VII. Задание на дом.

Параграф 45(прочитать), из романа А.С. Пушкина «Дубровский» выписать 10-12 причастий, указав морфологические признаки.

VI. Систематизация знаний.   1.  Прослушать сочинения учащихся.   2.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика