Разделы презентаций


Урок развития речи

Содержание

Тропы – образные средства, основанные на многозначности словаСтилистические фигуры-конструкции ,придающиевыразительность речи

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Изобразительные средства языка

Изобразительные средства языка

Слайд 2Тропы – образные средства,
основанные
на многозначности слова

Стилистические фигуры-
конструкции ,придающие
выразительность

речи

Тропы – образные средства, основанные на многозначности словаСтилистические фигуры-конструкции ,придающиевыразительность речи

Слайд 3 тропы
эпитет
литота
метафора
метонимия
олицетворение
перифраза
аллегория
синекдоха
сравнение
ирония
тропы
Преуменьшение свойств предмета или явления
Перенос наименования по сходным признакам

предметов

Описательный оборот речи, который применяется, чтобы избежать повторения

Употребление части вместо

целого или целого вместо части

Приём, когда слово или высказывание обретают в тексте значение, противоположное буквальному

тропыэпитетлитотаметафораметонимияолицетворениеперифразааллегориясинекдохасравнениеирониятропыПреуменьшение свойств предмета или явленияПеренос наименования по сходным признакам предметовОписательный оборот речи, который применяется, чтобы избежать

Слайд 4Сравнение – уподобление явления другому по какому-либо общему признаку
Сравнительный оборот

с союзом как, будто, словно, точно…(Я послал тебе черную розу

в бокале золотого, как небо, аи…)
Сравнение в виде придаточного предложения (Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду…)

Сравнение – уподобление явления другому по какому-либо общему признакуСравнительный оборот с союзом как, будто, словно, точно…(Я послал

Слайд 5Сравнение, выраженное существительным в творительном падеже (Ягненочком кудрявый месяц гуляет

в голубой траве)
Сравнение, выраженное прилагательным в сравнительной степени с зависимым

существительным (Под ним струя светлей лазури)

Задания: создайте сравнения разных типов
на темы «Невеста», «Кошка», «Дождь»

Сравнение, выраженное существительным в творительном падеже (Ягненочком кудрявый месяц гуляет в голубой траве)Сравнение, выраженное прилагательным в сравнительной

Слайд 6 образные возможности сравнения
Мускулы у него ходили под кожей, точно

кролики, проглоченные удавом. 2. Маленький человек вынул из экипажа чудесную

куклу, точно розовый свежий букет, перевитый лентами. 3. Снизу или с другого берега мосты казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины. 4. Женщина уронила толстую кошку. Кошка шлепнулась, как сырое тесто. 5. Доктор схватился за сердце, которое прыгало, как яйцо в кипятке. (Ю.Олеша)



образные возможности сравненияМускулы у него ходили под кожей, точно кролики, проглоченные удавом. 2. Маленький человек вынул

Слайд 7фигуры
параллелизм
Анафора
эпифора
антитеза
Многосоюзие
бессоюзие
градация
Риторич.вопрос
Риторич.восклицание

инверсия
парцелляция
Параллельное расположение структурных элементов в 2х-3х смежных

высказываниях
Расположение слов или частей фраз в порядке возрастающего значения

фигурыпараллелизмАнафораэпифора антитезаМногосоюзиебессоюзие градацияРиторич.вопросРиторич.восклицание инверсияпарцелляцияПараллельное расположение структурных элементов в 2х-3х смежных высказыванияхРасположение слов или частей фраз в порядке

Слайд 8Художественный эффект употребления бессоюзия
Тени сизые смесились,
Цвет померкнул, звук уснул;
Жизнь, движенье

разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул
Ф.И.Тютчев
И тени сизые смесились,
И цвет

померкнул, и звук уснул;
Жизнь и движенье разрешились
В сумрак зыбкий и в дальний гул
Что изменилось в звучании стихотворения?

1. Бессоюзие делает речь сжатой, компактной

Художественный эффект употребления бессоюзияТени сизые смесились,Цвет померкнул, звук уснул;Жизнь, движенье разрешилисьВ сумрак зыбкий, в дальний гул		Ф.И.ТютчевИ тени

Слайд 9 Все кругом
Страшное, грубое, липкое, грязное, Жёстко тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое,

стыдное, низкое, тесное, Явно- довольное, тайно-блудливое, Плоско- смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и

тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, чёрное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежащее, дьявольски косное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно-холодное, жалко-ничтожное, Непереносное, ложное, ложное! Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем, всё будет иначе. З.Гиппиус 1904 г

2. Использование бессоюзия
придает впечатление
насыщенности, бесконечности

Все кругомСтрашное, грубое, липкое, грязное, Жёстко тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно-

Слайд 10Какая фигура речи будет противоположна бессоюзию?
Многосоюзие – повтор союза, ощущаемый

как избыточный
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и

сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Многосоюзие замедляет движение,
придает фразе напевность

Какая фигура речи будет противоположна бессоюзию?Многосоюзие – повтор союза, ощущаемый как избыточныйПеред глазами ходил океан, и колыхался,

Слайд 11И первый шум листвы еще неполной,
И след зеленый по росе

зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И

отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо –
Мне всякий раз тебя напоминает.
А.Твардовский

Кому поэт посвятил это стихотворение?
Какие особенности позволяют сделать такой вывод?

Матери

И первый шум листвы еще неполной,И след зеленый по росе зернистой,И одинокий стук валька на речке,И грустный

Слайд 12Найдите общий прием, использованный в текстах. С какой целью он

использован?
И тут в вагон новый тип влазит. Не старый еще.

С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах.
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! И булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
…Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкино, как под Москвою

Парцелляция – расчленение предложения
на отдельные фрагменты,
которые представляют из себя
неполные предложения

Парцелляция придает речи особую выразительность,
подчеркивая значение каждого слова.
(Передача сильных чувств)

Найдите общий прием, использованный в текстах. С какой целью он использован?И тут в вагон новый тип влазит.

Слайд 13Похрустывают косточки минут
Под сапогами бешеного дня.
Потрескивают. Будто хворост мнут
В печи,

за створкой, щупальца огня.

Позвякивают. Мимо. Как дожди.
Посвистывают. Как песок из

рук.
Покалывают. Мелко. Как в груди…
Но день велик. И в нем есть главный звук
И.Снегова

Какие еще образные средства использованы в стихотворении?
Истолкуйте его.

Похрустывают косточки минутПод сапогами бешеного дня.Потрескивают. Будто хворост мнутВ печи, за створкой, щупальца огня.Позвякивают. Мимо. Как дожди.Посвистывают.

Слайд 14Создайте свой пример парцелляции. Тема – покупка ребенку вещи, о

которой он давно мечтал
И вот он перед мной. Мяч. Большой.

Гладкий. Блестящий. Упоительно пахнущий чем-то новым. Зовущий во двор, где давно играют мальчишки…
Создайте свой пример парцелляции. Тема – покупка ребенку вещи, о которой он давно мечталИ вот он перед

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика