Слайд 1Урок развития речи.
Сочинение-описание предмета.
Цели: подготовить учащихся к написанию сочинения –
описания предмета;
развивать «приём напряжённого зрения»;
воспитывать интерес к художественному описанию окружающих
нас предметов.
Слайд 2Редактирование и составление обобщенного варианта.
а) «Веник – весёлый помощник мамы»;
б)
«Забытый всеми санитар дома»;
в) «Душа веника тоже живая».
Слайд 5Забытый всеми.
Сочинение-описание.
В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма
золотистого прежде красавца расплылась, и во все стороны торчат ёжиками
серо-коричневые прутики. Тонкая талия бравого молодца отяжелела, набухла, ленточка-поясок потемнела. Свежий запах травы уступил место запаху пыли и мокроты. Когда-то молодой, задорный, весёлый он плясал на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, задумался, грустит. Забыт, забыт всеми. «Ох, нужно бы встать», - думает он, но не хватает помощника – солнечного лучика, с кем так весело было работать.
Слайд 6
Идея, проблема языка сочинения.
Какую мысль мы хотим вложить в нашу
работу? Это главное. У описания всегда есть цель найти красоту
в обыкновенном, или оценить службу обыкновенных, привычных вещей в нашей жизни, или, одушевив предмет, через него рассказать о человеке, похвалить или развенчать…
Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделять языку, художественности описания. Вдохнуть жизнь в описание иначе невозможно.
Слайд 7З а д а н и е: выписать при втором
чтении поэтические находки.
Пылесос.
Сочинение-описание.
Я открыл глаза: на коврике, моём
коврике, удобно расположившись, лежал глянцевый,
Тёмно-красный, с чёрной манишкой вокруг шеи, красавец пылесос. Уютно уткнувшись хоботом в тапочку, он нежился, отдыхал, но вдруг его хобот превратился в юркую змейку, пополз и исчез в двери. Что это? Он живой? Послышались сначала жужжание, потом ворчание, а всхлипывание, наконец превратилось в сытое урчание… Я подумал, что пылесос сломался. Выглянул из комнаты и увидел: красавец встал на дыбы, задрал хобот и запел на весь дом: «Знайте, кто в нём хозяин! Это я, пылесос! У-у-у-мру – у-мру, но чистоту наведу-у-у!»
Слайд 8Образец записи
Поэтические находки:
глянцевый, тёмно-красный, с чёрной манишкой вокруг
шеи, уткнувшись хоботом в тапочку (шланг – хобот - метафора;
уткнувшись – олицетворение)…
Слайд 9Домашнее задание:
Написать сочинение-описание по теме «Пылесос»или «Веник».