Слайд 1Урок-викторина
«Знатоки русского языка»
Гатауллина Ольга Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ново-Альметьевская
ООШ»
Слайд 2Конкурс «Доскажи пословицы»
После драки………………………
Любишь кататься………………
Делу время……………………….
Семь раз отмерь……………
Ум – хорошо………………
Что
написано пером……………..
Слово не воробей………………...
Не зная броду……………………..
Старый друг………………
Как веревочке не виться…………..
Под
лежачий камень……………..
Слайд 3Конкурс «Доскажи пословицы»
После драки………………………(кулаками не машут)
Любишь кататься…………………(люби и саночки возить)
Делу
время………………………..(потехе час)
Семь раз отмерь…………………..(один отрежь)
Ум – хорошо………………………(а два - лучше)
Что
написано пером……………...(не вырубишь топором)
Слово не воробей………………...(вылетит - не поймаешь)
Не зная броду……………………..(не суйся в воду)
Старый друг………………………(лучше новых двух)
Как веревочке не виться…………(а кончику быть)
Под лежачий камень……………..(вода не течёт)
Слайд 4Конкурс сказочных шифровальщиков
Улде меряв, а хетепо сач.
Ен гоиб грошик
тюбижога.
Дубет и на шейна уцели драпзикн.
Идно аз хевс,
и вес за огодно.
Мольбшоу барлюко - шоелобь еваналип.
Ноди в плео ен овин.
Ен вёс от отолоз, точ стилетб.
Слайд 5Конкурс сказочных шифровальщиков
Улде меряв, а хетепо сач. (Делу время, а
потехе час.)
Ен гоиб грошик тюбижога. (Не боги горшки обжигают.)
Дубет и
на шейна уцели драпзикн. (Будет и на нашей улице праздник.)
Идно аз хевс, и вес за огодно. (Один за всех, и все за одного.)
Мольбшоу барлюко - шоелобь еваналип. (Большому кораблю - большое плавание.)
Ноди в плео ен овин. (Один в поле не воин.)
Ен вёс от отолоз, точ стилетб. (Не всё то золото, что блестит.)
Слайд 6«Восстанови пословицы»
Старый друг лучше большого таракана.
Два сапога пара, да оба
в воду упали.
У семи нянек кулаками не машут.
Держался
Авоська за Небоську и оба на левую ногу.
Чем хвалишься, от того и наберешься.
Скучен день до вечера, коли хвост телкин.
Маленькая рыбка лучше новых двух.
После драки дитя без глазу.
С кем поведешься, на том и провалишься.
Не суйся в волки, коли делать нечего.
Слайд 7«Наборщики»
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать
их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.
Активность — акт, актив, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, нота, нитка, оса, ось, останки, окна, стон, сон, сок, сатин, скат, скот, ток, ас, вино и др. (Можно набрать до 35 слов.)
Государство — (можно набрать более 25 слов.)
Велосипедистка – (можно набрать более 200 слов.)
Снегурочка – (можно набрать до 150 слов.)
Набирать можно только имена существительные, нарицательные, в именительном падеже, единственного числа.
Слайд 8«Метаграммы»
Последовательно изменяйте в слове одну букву. Имейте в виду: в
метаграммах может меняться не только первая, но и последняя и
любая другая буква.
С «б» — смертельной я бываю,
С «м» — меха я пожираю,
С «р» — актеру я нужна,
С «с» — для повара важна.
Слайд 9«Метаграммы»
С «м» — я в море,
С «в» — я в
поле,
С «п» — я в доме,
С «г» — в футболе.
С
буквой «т» его все знают —
Он с собой весну несет;
С буквой «ш» всегда играют,
Коль в строю отряд идет.
Слайд 10«Логорифы»
Какую-нибудь букву в слове отнять совсем или же, наоборот, прибавить
новую.
Ты через реку переправишь
На мне людей, и скот, и груз.
Но
если «и» в меня ты вставишь,
То я на воздух поднимусь.
Я в синем море под волнами
Ползу тихонько иль лежу,
Но с «к» я в летний день над вами
Порой назойливо жужжу.
Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной,
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной.
Слайд 11«Анаграммы»
Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было образовать другое слово,
имеющее иной смысл.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто
хвалишь.
Но буквы перестань мои —
И целый лес ты мною свалишь.(липа – пила)
Я — дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду,
Но слоги перестань во мне —
И воду подавать я буду.(сосна – насос)
Слайд 12«Шарады»
С буквой «ц» я то,
К чему стремятся люди,
А без
«ц» —
Хвойным деревом буду.
Мой первый слог местоименье,
Второй же — времяисчисленье.
Я третий слог из азбуки несу,
А целое сорвете вы в лесу.
Слайд 13Библейские выражения
Не хлебом единым жив человек –
Соль земли
–
Око за око, зуб за зуб –
Построить дом
на песке –
Скрежет зубовный –
Негде преклонить голову –
Слайд 14Библейские выражения
Не хлебом единым жив человек – помимо самого
основного, человеку в жизни нужна ещё и духовная пища.
Соль земли
– что-то значимое, важное, сущностное.
Око за око, зуб за зуб – что получаешь, тем и платишь.
Построить дом на песке – создать что-то неустойчивое, зыбкое, колеблющееся.
Скрежет зубовный – недовольство чем-либо.
Негде преклонить голову – негде остановиться, поселиться.
Слайд 15Литература
Назовите произведения, из которых приведены строки и их авторов:
а) «Там
русский дух, там Русью пахнет…»
б) «Зима, крестьянин, торжествуя,
на дровнях обновляя путь….»
в) «Жил-был царь Берендей до колен борода. Уже три года
Был он женат и жил в согласьи с женою…»
г) « Зачинается рассказ
От Ивановых проказ…»
д) «Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Кулуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Слайд 16
Литература
Назовите произведения, из которых приведены строки и их авторов:
а) «Там
русский дух, там Русью пахнет…» (А. С. Пушкин «Руслан
и Людмила»)
б) «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляя путь….» (Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»)
в) «Жил-был царь Берендей до колен борода. Уже три года
Был он женат и жил в согласьи с женою…»
(В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее…»)
г) « Зачинается рассказ От Ивановых проказ…»
(П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)
д) «Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!»
(Людмила Петрушевская «Пуськи бятые»)