Слайд 1Урок русского языка в 6 классе
РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ
Дятлова И.В., учитель первой
квалификационной категории МБОУ СОШ №61 г. Брянска
Слайд 2Домашнее задание (проверка)
1)Воет (I), свистит (II),
Ветки ломает (I),
Пыль поднимает (I)
С
ног сбивает (I),
Слышишь (II) его,
Да не видишь (II) его. (Ветер)
2)У нашей Анютки
Зверь в атласной шкурке,
Возле печки греется (I),
Без водички моется (I).
(Кот)
3)Меня режут (I)-трут (I),
Колотят (II)-бьют (I),
А я всё терплю (II),
Людям добром плачу (II). (Хлеб)
Слайд 3Вспомним!
Алгоритм определения спряжения
у глаголов с безударным окончанием
Это глагол-исключение
?
ДА
НЕТ
Брить, стелить, зиждиться–II спр.
гнать, держать, терпеть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
и ещё
дышать, смотреть, и зависеть, и вертеть- II-спр.
Глагол оканчивается на- ИТЬ ?
ДА
НЕТ
Это глагол
II спр
Это глагол
I спр
Слайд 4Задание: выпишите из текста глаголы, распределив их в 2 столбика
в зависимости от спряжения (глаголы выписывайте в неопределённой форме)
Бегут, бегут ручьи. Каждый день солнце откусывает от снежного пирога. Ест жадно, будто хочет управится поскорее. Сугробы проседают, уменьшаются. Смотришь, как бежит талая вода, и понимаешь: скоро уйдёт зима, даст дорогу весне.
Слайд 5Проверьте себя! «КОНЬКИ»
Почему у глаголов в 3 столбике нельзя однозначно
определить спряжение?
Встречались ли мы раньше с подобным явлением?
Встречались ли
мы раньше с подобным явлением?
Слайд 6Сформулируем тему урока и его цели
РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ
Цели:
научиться
узнавать разноспрягаемые глаголы,
правильно писать их окончания,
грамотно
использовать разноспрягаемые глаголы в устной и письменной речи.
Слайд 8«ШОРТ-ТРЕК» (эталон)
1)есть, носить
2)думать, ехать
3)хотеть, бежать
4)хотеть, ездить
5)есть, писать
6)дать, читать
7)бежать, дать
Слайд 9«ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ»
Сообщить (что?)…, уведомить (о чём?)… .
Хвалить (кого?)…, восхищаться (кем?)…
.
Обвинять (в чём?)…, осуждать (за что?)… .
Понять (что?)…, вникнуть (во
что?)…, додуматься (до чего?)… .
Хотеть (чего?)…, стремиться (к чему?)…, добиваться (чего?)… .
- Какое лексическое явление представляют глаголы из каждого ряда?
Слайд 10«КЁРЛИНГ»
Поставьте глаголы в нужную форму, чтобы получились русские народные пословицы
и поговорки.
1. (Быть), (стараться) - всё ( мочь) (удаться). 2.
Язык мягок, что (хотеть), то и (лопотать). 3. Худая снасть и (отдохнуть) не (дать) . 4. Что себе не (хотеть) , то и другому не ( делать) . 5. Добрая слава (лежать) , а худая - (бежать). 6. (Пахать) не лениво, если ( хотеть) ( жить) счастливо.
Слайд 11«КЁРЛИНГ» КЛЮЧИ К ЗАДАНИЮ
1. Будешь, стараться, может, удастся. 2.
Хочет, лопочет. 3. Отдохнуть, даст. 4. Хочешь, делай. 5. Лежит,
бежит. 6. Паши, хочешь, жить.
Слайд 12РЕФЛЕКСИЯ
- С каким настроением вы подошли к концу урока? Оцените
его смайликом
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
Слайд 13ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Подобрать к данным существительным ещё несколько глаголов, которыми
можно выразить действие этих существительных. Определить спряжение глаголов.
Солнце закатывается, … . Луна сияет, … . пламя трепещет, … .
2. Списать предложения. Какие значения слова ИДТИ представлены в данных примерах? Подобрать к каждому значению по три синонима или словосочетания, определить спряжение каждого из глаголов.
1.Идут солдаты бодрым маршем. 2. Старик медленно идёт. 3. Снег идёт целый день. 4.Дождь идёт целый день. 5. Я иду на риск. 6. Ей очень идёт это платье. 7. В этом году Сергей идёт в университет.