Слайд 1«Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка»
Екшибарова Любовь Григорьевна
- учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 98» г. Барнаула
Слайд 2 Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в
которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.
(Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год).
Слайд 3Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие
умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания
и понимания, чтения, письма).
Слайд 4Основное умение – это умение создавать и воспринимать тексты –
продукты речевой деятельности.
РД включает в себя знание основных
понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте , умения и навыки анализа текста.
Слайд 5 Выполнение экзаменационной работы по русскому языку требует от
выпускника школы следующих умений:
оценивать языковые явления с точки зрения нормативности;
Использовать
основные приёмы переработки текста;
Актуальность проблемы:
Слайд 6
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности употребления;
создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами; осуществлять речевой самоконтроль.
Слайд 7Ключевой единицей курса русского языка становится текст.
учащиеся овладевают
новой областью языкознания –лингвистикой текста;
возникают новые возможности понимания слова,
оборотов речи, грамматических форм, конструкций в выражении мысли;
создается единое пространство изучения русского языка и литературы (филологический подход);
Слайд 8Тексты должны быть
интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом
речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений
А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.
Слайд 9 через текст реализуются все цели
обучения в их комплексе: коммуникативная,
образовательная, воспитательная.
ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего
народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.
Слайд 10Порождаются новые типы заданий:
-подготовка к выразительному чтению текста;
-письмо
стихов по памяти;
-изложение образцов текста,
- собственное творчество по образцам,
- редактирование своего сочинения.
Слайд 11Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на
уроке с текстом:
- комплексная работа с текстом;
- лингвистический анализ текста;
- «самодиктанты»;
- лексические разминки;
- тематические (речевые) уроки;
Слайд 12- сочинение-рассуждение, мини-изложение, мини-сочинение;
- редактирование текста;
- различные виды диктантов;
- интеллектуально-лингвистические
упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами;
Слайд 13 Перед обучающимися ставится цель:
- понимать читаемый текст,
- определять тему
и основную мысль текста,
- формулировать основную мысль своего высказывания,
- развивать
высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
Слайд 14 - строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность
изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать
при письме нормы литературного языка.
Слайд 15 САМОДИКТАНТЫ: Тексты для них – это отрывки из произведений
наших классиков,
которые читаются на уроках литературы,
тексты упражнений учебника или «мудрые
мысли».
ДИКТАНТЫ с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные,
по аналогии, диктанты с продолжением).
ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Слайд 16 Ситуативные упражнения:
-Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для
младших классов. Опишите картину ярко, образно и доступно. Объясните, что
и почему вам особенно нравится, чем вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. (конкурс экскурсоводов)
Слайд 17 - Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению,
допускает речевые ошибки. Исправьте их:
1) Мы спрашивали дорогу у местных
аборигенов.
2) Впереди лидирует команда наших спортсменов.
Слайд 18Дидактические игры:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте
речевые ошибки.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
«Перевертыши». Замените в словосочетании
главное слово так, чтобы получилась метафора.
Слайд 19
Уроки по лингвистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет
произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели,
обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.