Разделы презентаций


Словообразование Материалы для подготовки к ЕГЭ, задание В1 презентация, доклад

Содержание

Имена существительные Образуются от существительных, прилагательных, числительных и глаголов:1) при помощи суффиксов: камень — каменщик, новый — новизна;2) при помощи приставок: непогода, пригород;3) при помощи суффиксов и приставок: стакан —

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Словообразование
Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 37 г. Краснодара
Материалы для подготовки к ЕГЭ,

задание В1
СловообразованиеПрезентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. КраснодараМатериалы для

Слайд 2Имена существительные
Образуются от существительных, прилагательных, числительных и глаголов:
1)

при помощи суффиксов: камень — каменщик, новый — новизна;
2) при

помощи приставок: непогода, пригород;
3) при помощи суффиксов и приставок: стакан — подстаканник;
4) сложением: луна, ходить — луноход;
5) сложением сокращённых слов: универсам, АТС;
6) бессуффиксным способом: заплывать — заплыв.
7) путём перехода прилагательных в существительные: учительская —учительская комната.
Имена существительные Образуются  от существительных, прилагательных, числительных и глаголов:1) при помощи суффиксов: камень — каменщик, новый

Слайд 3Имена прилагательные
Образуются от существительных, глаголов и других прилагательных:
1) при

помощи суффиксов: ёж — ежовый, жарить жареный;
2) при помощи приставок:

добрый — предобрый;
3) при помощи суффиксов и приставок: избежать — неизбежный,
4) сложением основ без суффикса и с прибавлением суффикса: русский, немецкий —русско-немецкий;
5) слиянием слов: трудно доступный — труднодоступный;
6) путём перехода слов из других частей речи: блестящий на солнце предмет — блестящие (выдающиеся) способности.

Имена прилагательные Образуются от существительных, глаголов и других прилагательных:1) при помощи суффиксов: ёж — ежовый, жарить жареный;2)

Слайд 4Числительные
1) при помощи суффиксов: два — двадцать;
2) сложением: четыре,

сто — четыреста.

Местоимения
Образуются от других местоимений:
1) при помощи суффиксов:

кто — кто-то, сколько — сколько-нибудь;
2) при помощи приставок: кто — никто.
Числительные 1) при помощи суффиксов: два — двадцать;2) сложением: четыре, сто — четыреста.Местоимения Образуются от других местоимений:1)

Слайд 5Глаголы
1) при помощи приставок: писать — написать;
2) при помощи

суффиксов: зелёный — зеленеть;
3) при помощи суффиксов и приставок: бежать

— разбежаться
Причастия и деепричастия
Образуются только при помощи суффиксов.
Разрешить – разрешенный, петь – поющий
увидеть – увидевший, увидев, делать – делая, сделать – сделав.
Глаголы 1) при помощи приставок: писать — написать;2) при помощи суффиксов: зелёный — зеленеть;3) при помощи суффиксов

Слайд 6Наречия
образуются от существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, глагольных форм,

наречий:

1) при помощи приставок: смерть — насмерть;
2) при помощи суффиксов:

дружеский — дружески;
3) при помощи приставок и суффиксов: далеко — издалека, зимний – по-зимнему;
4) путём перехода других частей речи в наречия: лёжа на диване — читать лёжа.
Наречия образуются от существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, глагольных форм, наречий:1) при помощи приставок: смерть — насмерть;2)

Слайд 7Образование служебных частей речи
Предлоги производные образуются:
1) путем слияния слов: на

счёт банка — поговорить насчёт экскурсии;
2) путём перехода слов из

других частей речи: жили согласно - согласно приказу;
Союзы производные образуются:
1) путём слияния слов: зато, тоже, оттого что, потому что,
2) путём перехода слов из других частей речи: Что случилось?—Я не знал, что письмо получено.
Образование служебных частей речиПредлоги производные образуются:1) путем слияния слов: на счёт банка — поговорить насчёт экскурсии;2) путём

Слайд 8Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
При разборе

слова по составу выясняется, из каких значимых частей оно состоит.

Для этого надо:
1) выделить основу и окончание;
2) последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную);
3) выделить корень.
Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.При разборе слова по составу выясняется, из каких значимых

Слайд 9
При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или

исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное

слово. Для этого надо:
1) установить лексическое значение разбираемого слова и выде­лить в нём основу;
2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы);
3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слова (слов), установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых данное слово образовано.
При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого

Слайд 10Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови

способ образования
Подзаголовок
неудача
привкус
преважный
бесполезный
развесёлый
кое-что, нечто, ничто
нисколько,

несколько
вычитать, дочитать
доныне
повсюду
нигде
Приставочный способ

заголовок
удача
вкус
важный
полезный
весёлый
что
сколько
читать
ныне
всюду
где













Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образованияПодзаголовок неудача привкус преважный бесполезный развесёлый

Слайд 11Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови

способ образования
Земляк
лебединый
быстро
аптекарь
скрипач
синенький
мудрец
разговорчивый
желтоватый


мамин
ветвистый
дворник
слепота
бодрость

земля
лебедь
быстрый
аптека
скрипка
синий
мудрый
разговор
желтый
мама
ветвь
двор
слепой
бодрый




Суффиксальный способ














Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образованияЗемляк лебединый быстро аптекарь скрипач синенький

Слайд 12Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови

способ образования
Нахлебник
наездник
наследник
побережье
подземелье
Заволжье
затылок
подбородок
разболеться


размечтаться
по-братски
по деловому
по-летнему

хлеб
езда
след
берег
земля
Волга
тыл
борода
болеть
мечтать
братский
деловой
летний














Приставочно-суффиксальный способ

Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образованияНахлебник наездник наследник побережье подземелье Заволжье

Слайд 13Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови

способ образования
Зелень
отлет
повтор
отдел
побег
бег
резь



Зеленый
отлететь
повторить
отделить
побежать
бегать
резать







Бессуффиксный способ
Бессуффиксным способом

образуются только имена существительные. Существительные, образованные от глаголов, употребляются в научном и деловом стилях речи (отсев, прирост, отток, отвод, подрыв, обгон, объезд, разворот, поворот, выезд и т.д.).
От прилагательных образуются существительные только женского рода (глухой — глушь, тихий — тишь, синий — синь). Такие существительные употребляются обычно в художественной речи.
Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образованияЗелень отлет повтор отделпобег бег резь

Слайд 14Неморфологический способ образования слов Определи, из какой части речи в

какую произошел переход.
Столовая посуда

Первый год в школе

Подтянутые резервы



Лёжа на песке, загорал

Медленным шагом
Впереди замелькали огни деревеньки.
(И. Тургенев)
Он писал ему часто,
благодаря друга за
поддержку.

Столовая открывается в 8 часов.
(прилаг. сущ-ое)
Чернов- первый (лучший) ученик.
(числит. прилаг.)
Подтянутый вид
(причастие прилаг.)
Читать лёжа вредно.
(дееприч. наречие)
Ехали шагом
(сущ-ое наречие)
Пьер взглянул впереди себя и
замер от восхищения. (Л.Толстой)
(сущ-ое наречие)
Благодаря своевременной помощи больной
быстро поправлялся.
(дееприч. предлог)















Неморфологический способ образования слов   Определи, из какой части речи в какую произошел переход.Столовая посуда Первый

Слайд 15Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
учить учитель

... учительствовать
1) учительский

3) учение
2) учительница 4) учительство
общий обобщить ... обобщенно
1) обобщенный 3) приобщение
2) общество 4) обобщение
свет светить … освещение
1) осветитель 3) осветить
2) светлый 4) просвет
ходить походить поход ... по-походному
1) походка 3) походный
2) похождение 4) выход


















Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?учить   учитель    ...    учительствовать1)

Слайд 16Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
живой живить оживить

... оживленность
1) оживление

3) живительный
2) оживленно 4) оживленный
пустой пустыня ... пустынно
1) пустырь 3) пустынный
2) пустота 4) опустошить
единый соединить ... несоединимый
1) соединиться 3) соединимый
2) соединенный 4) соединение
равный равнять ... уравнение
1) уравнять 3) поровну
2) сравняться 4) равнение



















Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?живой  живить  оживить  ...   оживленность1) оживление

Слайд 17Спасибо за работу. Желаю успехов!

Спасибо за работу.  Желаю успехов!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика