Слайд 1
Презентация к уроку
русского языка в 9 классе по теме: «Уточняющие
члены предложения»
Выполнил автор:
Борискина Галина Георгиевна,
Учитель русского языка и литературы
ГОУ «Центр
специального образования и развития «Открытый мир»
г.Чита, Забайкальский край
г.Чита, 2016 г
Слайд 2
Уточняющие
члены предложения
Слайд 3Какие члены предложения называются уточняющими?
Уточняющим будет считаться такой член предложения,
который, находясь после своего синтаксического аналога, будет сужать передаваемое понятие
или ограничивать его в каком-то отношении. Иными словами, уточняющее обстоятельство времени должно идти после обстоятельства времени, определение – после определения, но смысл второго должен быть уже и конкретнее первого. В роли уточняющих членов выступают обстоятельства места, времени, образа действия, определения и приложения.
Слайд 4Обстоятельства времени могут быть выражены местоименными словами: тогда, потом, теперь.
В этом случае идущее далее обстоятельство времени обособляется, так как
конкретизирует время действия
Тогда, в детстве, даже мороженое казалось слаще. На другой день, 15 марта, была назначена итоговая контрольная работа.
Слайд 5Обстоятельства места также могут быть выражены очень неопределённо: там,оттуда, везде.
Стоящие после них обстоятельства места будут уточняющими –Часто уточняющим обстоятельством
места будет точное название местностипо отношению к более широкому району.
Я жил тогда в Испании, в Барселоне.Они каждое лето отдыхают в Европе, в Австрии.
Слайд 6Определения обособляются, если имеют смысл более конкретный, чемуточняемое определение (согласованное),
которое выражает признак в его общемвиде. Уточняющие определения называют чаще
всего цвет, размер, возраст.
Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи.
Слайд 7Выделяем уточняющий член предложения, если перед нимоказываются слова вернее, точнее,
скорее, иначе.
Его честность, точнее, его правдивость не давала ему возможность
хитрить.
Слайд 8Уточняющие предложения
с союзом «или» (= то
есть)
Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из
Москвы.
Слайд 9Объясните случаи уточнения
Лидочка побывала в Испании весной, в мае, и
сейчас, в разгар холодной зимы, с удовольствием вспоминала эту поездку.
Сегодня девушка отправляла факсы без привычной зависти, с жалостью. Уже неделю, с 23 декабря, новостные программы сообщали о невиданном похолодании в Европе, особенно в Афинах и в Барселоне.
Слайд 10Расставьте знаки препинания
1.Однажды в декабре мы получили письмо.
2.Внизу в горной
котловине блестело зимнее озеро.
3.Здесь на тихой окраине дыма почти не
было.
Слайд 11Диктант «Проверь себя»
Здесь среди болот поросших богатой растительностью и глухих
лесов изгибаясь пробирается тоненький ручеёк. Так начинается Волга самая большая
река в Европе свой далёкий путь. Пройдя через несколько озёр она набирает силу и разливается могуче величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.
Человек путешествующий по Волге не перестаёт удивляться красоте её берегов разнообразных живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег гористый круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу где-то после Саратова заросли уступали место хлебам уходящим в бесконечную даль.
Слайд 12Самопроверка
Здесь, среди болот, поросших богатой растительностью, и глухих лесов, изгибаясь,
пробирается тоненький ручеёк. Так начинается Волга, самая большая река в
Европе, свой далёкий путь. Пройдя через несколько озёр, она набирает силу и разливается могуче, величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.
Человек, путешествующий по Волге, не перестаёт удивляться красоте её берегов, разнообразных, живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса, наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег, гористый, круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу, где-то после Саратова, заросли уступали место хлебам, уходящим в бесконечную даль.
Слайд 13Литература:
1. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (автор
Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. под редакцией доктора пед. наук
профессора М.М. Разумовской, профессора П.А. Леканта)
2. Сергеева Е.В. Сборник тестов, упражнений, диктантов. Санкт-Петербург, Сага, 2001