Слайд 1
Повторение и обобщение по теме
«Виды односоставных предложений»
Учитель русского языка
и литературы МОБУ
«СОШ №54» г. Оренбурга Гаврилова Тамара Николаевна
Слайд 2Цель:
1.Отработка навыков отличия двусоставного предложения от односоставного.
2. Закрепление навыка различия
односоставных предложений.
3. Повторение словообразовательного, синтаксического разборов, словосочетания.
4. Подготовка к контрольному
тестированию по названной теме
Слайд 3“Открытия совершаются тогда, когда все думают, что этого быть не
может, а один человек
этого не знает”.
А.Эйнштейн.
Слайд 4
К мудрости идут через
большой труд.
(пословица)
Слайд 5 Словарная работа.
Приобрести полсотни книг, сделать по-новому, прекратился давным-давно, преградить
путь на полуостров, превратить острова в оазис, призадуматься кое над
чем, был когда-то пресмешным малышом, приемлемый вариант, среднерусский пейзаж, престижная профессия, тоненький- претоненький голосок.
Слайд 6Зрительный диктант.
Вновь по первому снегу бреду,
в сердце ландыши вспыхнувших
сил,
вечер синею свечкой звезду
над дорогой моей засветил.
(Б. Пастернак)
Слайд 7Вновь по первому снегу бреду, (о-л)
в сердце ландыши вспыхнувших
сил, (н.)
вечер синею свечкой звезду
над дорогой моей засветил.
( двусоставное)
(Б. Пастернак)
Слайд 8 Работа с текстом.
Ночь. Тиш..на. Я иду по лунной доро..ке.
Мне хочет(?)ся петь вместе с соловьем хочет(?)ся сказать кому(нибудь)
Как прекрасен мир посмотрите! Но (во)круг (ни)кого (не) видно. Продолжаю свой путь. Слышу чьи(то) шаги. Удивляюсь когда вижу маму. Пойдем-ка домой полуночница говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.
Слайд 9 Ночь. Тишина. Я иду по лунной дорожке. Мне хочется
петь вместе с соловьем, хочется сказать кому-нибудь: “Как прекрасен мир,
посмотрите!”. Но вокруг никого не видно. Продолжаю свой путь. Слышу чьи-то шаги. Удивляюсь, когда вижу маму. “Пойдем-ка домой, полуночница” – говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.
Слайд 10Ночь. Тишина. – назывные предложения
Мне хочется петь вместе с соловьем.
Хочется сказать кому-нибудь. Посмотрите! Продолжаю свой путь. Слышу чьи-то шаги.
Удивляюсь, когда вижу маму. Идем домой. Засыпаю с улыбкой. – о/л
Но вокруг никого не видно. – б/л
Слайд 11Задание: Среди предложений 1 – 3 найдите сложное предложение, в
состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
1)Какое
же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь!
2) И литератору надо знать все глубины, надо изучать законы, правящие этой стихией.
3) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать и потрясать души простым сочетанием немногих слов.
Слайд 121. Перед вами предложение: Дело не обходилось без столкновений и
перестрелок. Какое слово надо опустить, чтобы это предложение превратилось в
безличное?
2. Предложение: Человеку по работе воздается честь – личное или безличное? Какое слово надо изменить, чтобы превратить его в неопределенно-личное?
3. Объясните, что это за предложения и куда «девались» в них сказуемые:
а) Вокруг – ни звука, ни шороха.
б) Ничего удивительного.
в) Давно уже за полночь.
4. Сравните три предложения:
а) Надо попытаться исправить мотоцикл.
б) Нет надежды исправить мотоцикл.
в) Нет надежды на исправление мотоцикла.
Какие в них второстепенные члены, чем они выражены?
2 вариант
1-В
1-В
2-Б 2-Б
3-А 3-Б
4-В 4-Г
5-В 5-В
6-Г 6-Б
7-В 7-А
Слайд 14К мудрости идут через
большой труд.
(пословица)
Слайд 15- Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились,
стали ли
вы после сегодняшнего урока мудрее?
– Нужны ли знания, полученные
на этом уроке, и где они будут применяться?
– Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?
– Если было трудно/ не трудно — почему?
Слайд 16 Домашнее задание:
1. Написать сочинение-миниатюру на тему « Ура! Скоро
каникулы!» или «Как я готовлюсь к уроку литературы». Указать виды
односоставных предложений. Подчеркнуть грамматические основы предложений.
2.Выписать из учебника литературы по 2 односоставных предложения разных видов, подчеркнуть грамматические основы предложений.
Слайд 18Использованные источники:
1.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс.
– М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Роговик Т.Н. Русский
язык 8 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: “Экзамен”, 2004. – 256 с.
3.Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 316 с.
4.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 8 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык, 8 класс”.: М.: Издательство “Экзамен”. 2007 – 121 с.