Слайд 1
Повторение и обобщение по теме
 «Виды односоставных предложений»
Учитель русского языка
                                                            
                                    
и литературы МОБУ
 «СОШ №54» г. Оренбурга Гаврилова Тамара Николаевна
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Цель:
1.Отработка навыков отличия двусоставного предложения от односоставного.
2. Закрепление навыка различия
                                                            
                                    
односоставных предложений.
3. Повторение словообразовательного, синтаксического разборов, словосочетания.
4. Подготовка к контрольному
                                    тестированию по названной теме
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3“Открытия  совершаются  тогда,  когда  все  думают,  что  этого  быть  не
                                                            
                                    
может, а  один человек
 этого не знает”.
 А.Эйнштейн.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
К мудрости идут через      
                                                            
                                    
         
                                     большой труд.
(пословица)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5 Словарная работа.
Приобрести полсотни книг, сделать по-новому, прекратился давным-давно, преградить
                                                            
                                    
путь на полуостров, превратить острова в оазис, призадуматься кое над
                                    чем, был когда-то пресмешным малышом, приемлемый вариант, среднерусский пейзаж, престижная профессия, тоненький- претоненький голосок.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Зрительный диктант.
Вновь по первому снегу бреду, 
в сердце ландыши вспыхнувших
                                                            
                                    
сил,  
вечер синею свечкой звезду 
над дорогой моей засветил.
                                                    (Б. Пастернак)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Вновь по первому снегу бреду,  (о-л)
в сердце ландыши вспыхнувших
                                                            
                                    
сил,  (н.)
вечер синею свечкой звезду 
над дорогой моей засветил.
                                                   ( двусоставное)
                 (Б. Пастернак)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8 Работа с текстом.
Ночь. Тиш..на. Я иду по лунной доро..ке.
                                                            
                                    
Мне хочет(?)ся петь вместе с соловьем хочет(?)ся сказать кому(нибудь) 
                                    Как прекрасен мир посмотрите! Но (во)круг (ни)кого (не) видно. Продолжаю свой путь. Слышу чьи(то) шаги. Удивляюсь  когда вижу маму. Пойдем-ка домой полуночница  говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9 Ночь. Тишина. Я иду по лунной дорожке. Мне хочется
                                                            
                                    
петь вместе с соловьем, хочется сказать кому-нибудь: “Как прекрасен мир,
                                    посмотрите!”. Но вокруг никого не видно. Продолжаю свой путь. Слышу чьи-то шаги. Удивляюсь, когда вижу маму. “Пойдем-ка домой, полуночница” – говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Ночь. Тишина. – назывные предложения
Мне хочется петь вместе с соловьем.
                                                            
                                    
Хочется сказать кому-нибудь. Посмотрите! Продолжаю свой путь. Слышу чьи-то шаги.
                                    Удивляюсь, когда вижу маму. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.  – о/л 
Но вокруг никого не видно. – б/л
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Задание: Среди предложений 1 – 3 найдите сложное предложение, в
                                                            
                                    
состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
 1)Какое
                                    же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь! 
2) И литератору надо знать все глубины, надо изучать законы, правящие этой стихией.
3) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать и потрясать души простым сочетанием немногих слов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 121. Перед вами предложение: Дело не обходилось без столкновений и
                                                            
                                    
перестрелок. Какое слово надо опустить, чтобы это предложение превратилось в
                                    безличное? 
2. Предложение: Человеку по работе воздается честь – личное или безличное? Какое слово надо изменить, чтобы превратить его в неопределенно-личное? 
3. Объясните, что это за предложения и куда «девались» в них сказуемые:
а) Вокруг – ни звука, ни шороха.
б) Ничего удивительного.
в) Давно уже за полночь.
4. Сравните три предложения:
а) Надо попытаться исправить мотоцикл.
б) Нет надежды исправить мотоцикл.
в) Нет надежды на исправление мотоцикла. 
Какие в них второстепенные члены, чем они выражены? 
                                
                            							
														
						 
											
                            
                                                            
                                    
    2 вариант
1-В    
                                                                     1-В
2-Б                                      2-Б
3-А                                      3-Б
4-В                                      4-Г
5-В                                       5-В
6-Г                                       6-Б
7-В                                       7-А
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14К мудрости идут через 
     
                                                            
                                    
       большой труд.
(пословица)
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15- Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились, 
стали ли
                                                            
                                    
вы после сегодняшнего урока мудрее?
 –  Нужны ли   знания,  полученные 
                                    на  этом   уроке, и  где  они  будут   применяться?
– Было  ли  трудно  вам   оценить   себя, свои  знания?
– Если  было  трудно/ не трудно — почему?
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16 Домашнее задание:
1. Написать сочинение-миниатюру на тему « Ура! Скоро
                                                            
                                    
каникулы!» или «Как я готовлюсь к уроку литературы». Указать виды
                                    односоставных предложений. Подчеркнуть грамматические основы предложений.
2.Выписать из учебника литературы по 2 односоставных предложения разных видов, подчеркнуть грамматические основы предложений.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 18Использованные источники:
1.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс.
                                                            
                                    
– М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Роговик Т.Н. Русский
                                    язык 8 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации. – М.: “Экзамен”, 2004. – 256 с.
3.Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 316 с.
4.Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 8 кл.: К учебнику М.Т. Баранова и др. “Русский язык, 8 класс”.: М.: Издательство “Экзамен”. 2007 – 121 с.