Разделы презентаций


Изучение грамматической категории вида глагола в начальной школе

Содержание

Грамматическая категория – это единство грамматического значения и средств его выражения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Изучение грамматической категории вида глагола на уроках русского языка в

начальной школе
учитель начальных классов
гимназии имени А.С. Пушкина
Зимина Ольга Александровна
2015

г.
Изучение грамматической  категории вида глагола  на уроках русского языка  в начальной школе учитель начальных

Слайд 2 Грамматическая категория – это единство грамматического значения и средств его

выражения

Грамматическая категория –  это единство грамматического значения и средств его выражения

Слайд 3 Средства выражения:
Суффиксы


Префиксы
-ва-, -ыва-, -а-,
с-, на-, от-, за-, по-
и

другие

Средства выражения: СуффиксыПрефиксы-ва-, -ыва-, -а-, с-, на-, от-, за-, по- и другие

Слайд 4Грамматическое значение вида - отношение действия к внутреннему пределу
Совершенный вид

- действие достигло своего внутреннего предела.


Несовершенный вид - действие

или стремится к внутреннему пределу или не содержит указания на предел действия.


вырасти, прочитать

ухаживать, любить

Грамматическое значение вида - отношение действия к внутреннему пределу Совершенный вид - действие достигло своего внутреннего предела.

Слайд 5Категория вида является одной из грамматических особенностей славянских языков

Категория вида является одной из грамматических особенностей славянских языков

Слайд 6Основные характеристики грамматической категории вида:
Бинарность

Универсальность

Видо-временная соотносительность

Основные характеристики грамматической категории вида:БинарностьУниверсальностьВидо-временная соотносительность

Слайд 7Бинарный характер грамматической категории вида проявляет себя в двух аспектах:
в

двучленности видовой парадигмы:


в способности образовывать видовые пары:




Исключение: одновидовые глаголы

кивать

кивнуть

Несовершенный вид

Совершенный вид

Совершенный вид – Несовершенный вид

Бинарный характер грамматической категории вида проявляет себя в двух аспектах:в двучленности видовой парадигмы: в способности образовывать видовые

Слайд 8Одновидовые глаголы – непарные по виду. Глаголы только совершенного или

несовершенного вида.
Быть, хотеть, знать, иметь, тлеть, журчать, бродить

Одновидовые глаголы –  непарные по виду.  Глаголы только совершенного или несовершенного вида.  Быть, хотеть,

Слайд 9Универсальность - видовая охарактеризованность всей глагольной лексики Исключение: двувидовые глаголы

Универсальность -  видовая охарактеризованность всей глагольной лексики  Исключение: двувидовые глаголы

Слайд 10 Двувидовые глаголы – способны выражать одно из видовых значений в

зависимости от контекста
Обещать, велеть, ранить, атаковать, исследовать, наследовать

Двувидовые глаголы –  способны выражать одно из видовых значений

Слайд 11Образование временных форм:
Совершенный вид
Несовершенный вид
Прошедшее
время
Будущее
время
Прошедшее
время
Настоящее
время
Будущее
время

Образование временных форм:Совершенный видНесовершенный видПрошедшеевремяБудущеевремяПрошедшеевремяНастоящеевремяБудущеевремя

Слайд 12Основные способы видообразования:
Несовершенный вид
Рисовать
Совершенный вид
Срисовать
Несовершенный вид
Решить
Совершенный вид
Решать
ПЕРФЕКТИВАЦИЯ
ИМПЕРФЕКТИВАЦИЯ

Основные способы видообразования:Несовершенный видРисоватьСовершенный видСрисоватьНесовершенный видРешитьСовершенный видРешатьПЕРФЕКТИВАЦИЯИМПЕРФЕКТИВАЦИЯ

Слайд 13Нерегулярные способы видообразования:
Несовершенный вид
Разрезать
Совершенный вид
Разрезать
Несовершенный вид
Ловить
Совершенный вид
Поймать
'
'
ПЕРЕНОС УДАРЕНИЯ
СУППЛЕТИВИЗМ

Нерегулярные способы видообразования:Несовершенный видРазрезатьСовершенный видРазрезатьНесовершенный видЛовитьСовершенный видПоймать''ПЕРЕНОС УДАРЕНИЯСУППЛЕТИВИЗМ

Слайд 14 .
У учащихся 3 – 4 классов активно развивается

вербальное мышление, т.е. мышление оперирующее понятиями. Школьник этого возраста

может произвольно управлять своими психическими процессами. Предлагаемое нами более раннее и подробное изучение категории вида глагола полностью соотносится с возрастными особенностями учащихся и прекрасно вписывается в основную задачу обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
.  У учащихся 3 – 4 классов активно

Слайд 15Рекомендуется начать знакомство с категорией вида в третьем классе. На

уроках учителю необходимо:
рассказать о грамматическом значении вида

показать связь глагольного вопроса

с видом

проговорить значение совершенного и несовершенного вида

связать образование временных форм с видом глагола

познакомить с одновидовыми и двувидовыми глаголами

дать понятие видовой пары

отработать навык определения вида глагола



Рекомендуется начать знакомство с категорией вида в третьем классе.  На уроках учителю необходимо: рассказать о грамматическом

Слайд 16В четвертом классе учитель должен:
рассказать о средствах выражения видовых различий

разобрать

способы видообразования

закрепить навык определения вида глагола

В четвертом классе учитель должен:рассказать о средствах выражения видовых различийразобрать способы видообразованиязакрепить навык определения вида глагола

Слайд 17Были получены положительные результаты при апробации предложенных методических рекомендаций

Были получены положительные результаты при апробации предложенных методических рекомендаций

Слайд 18Учащиеся 3 класса:
свободно овладели понятиями совершенного и несовершенного вида

научились правильно

определять вид глагола

научились составлять видовые пары

стали грамотно образовывать временные формы,

сохраняя вид глагола
Учащиеся 3 класса:свободно овладели понятиями совершенного и несовершенного виданаучились правильно определять вид глаголанаучились составлять видовые парыстали грамотно

Слайд 19Учащиеся 4 класса:
показали устойчивость приобретенных ранее знаний о виде глагола

смогли

разобраться в способах видообразования

Учащиеся 4 класса:показали устойчивость приобретенных ранее знаний о виде глаголасмогли разобраться в способах видообразования

Слайд 20 Проведенная работа позволяет наметить следующие перспективы:

рассмотреть вероятность изучения в начальной

школе таких грамматических глагольных категорий как залог и наклонение

разработать методические

рекомендации по комплексному изучению в начальной школе всех грамматических признаков глагола
Проведенная работа позволяет наметить следующие перспективы:рассмотреть вероятность изучения в начальной школе таких грамматических глагольных категорий как

Слайд 21Список литературы
Бондаренко А.В. Вид и время русского глагола (значение и

употребление). – М.: Просвещение, 1971
Бондаренко А.В., Буланин А.Л. Русский глагол.

– Л.: Просвещение, Ленингр. отд-е, 1967
Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). – М.-Л.: Учпедгиз, 1947
Гловинская М.Я. Многозначность и синонимия в видо-временной системе русского языка. – М.: «Азбуковник», «Русские словари», 2001
Кукушкина О.В. , Шевелева М.Н. О формировании современной категории глагольного вида//Вестник МГУ. Сер.9. Филология. – 1991. - № 6
Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском языке. – М.: Наука, 1971
Список литературыБондаренко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). – М.: Просвещение, 1971Бондаренко А.В., Буланин

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика