Разделы презентаций


Основные способы образования слов в русском языке

ПриставочныйНаиболее продуктивен среди глаголов:ехать → отъехать → заехать → уехать → приехать Слова, образованные приставочным способом,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1В1
Основные способы
образования слов в русском языке
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ВИДЫ ЗАДАНИЙ
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ
ПРАКТИЧЕСКИЕ

ЗАДАНИЯ

В1Основные способы образования слов в русском языкеТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛВИДЫ ЗАДАНИЙТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Слайд 2Приставочный
Наиболее продуктивен среди глаголов:
ехать → отъехать

→ заехать
→ уехать

→ приехать


Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и слова, от которых они образованы.

агент → суперагент
Сущ. Сущ.
интересный → преинтересный
Прил. Прил.

ПриставочныйНаиболее продуктивен среди глаголов:ехать → отъехать      → заехать

Слайд 3Суффиксальный
Суффиксация используется в словообразовании всех

основных частей речи:
брат → братство
слива → сливовый



Только этим способом образуются

причастия и деепричастия
от глаголов.

читать → читающий
→ читавший
→ читая

Обратите особое внимание на наречия на –о–
красиво ← красивый
интересно ← интересный
радостно ← радостный

Суффиксальный     Суффиксация используется в словообразовании всех основных частей речи:брат → братствослива → сливовыйТолько

Слайд 4Приставочно-суффиксальный
река → заречный

тёмный → затемно
окно → подоконник



Наиболее часто образуются этим способом
существительные с суффиксами –ник, -й(е), -ок
езда → наездник
берег → побережье
дар → подарок
глаголы с постфиксом –ся
делать → разделаться
наречия с приставкой по- и суффиксами –и, -ому, -ему
дружеский → по-дружески
зимний → по-зимнему
новый →по-новому

Приставочно-суффиксальный река → заречный

Слайд 5Бессуффиксный
Этим способом образуются
существительные со

значением цвета от прилагательных
синий → синь
зеленый → зелень
существительные со значением

действия от глаголов
записать → запись
полететь → полёт



Бессуффиксный     Этим способом образуются существительные со значением цвета от прилагательныхсиний → синьзеленый →

Слайд 61
2
3
4
B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной

части речи в другую?

1) Я композитор,

но сейчас выступаю как пианист.
2) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я уви-
дел умилительную картину.
3) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы,
чтобы не развелись мыши.
4) Потом она надела очки и прочитала несколько слов
пришедшей накануне телеграммы.
1234B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

Слайд 7

НЕВЕРНО

НЕВЕРНО

Слайд 8

ВЕРНО

ВЕРНО

Слайд 91
2
3
4
Какое слово образовано приставочным способом?

1) сдержанный
2) подоконник

3) засушливый
4) безопасный
1234    Какое слово образовано приставочным способом?    1) сдержанный

Слайд 10

НЕВЕРНО

НЕВЕРНО

Слайд 11

ВЕРНО

ВЕРНО

Слайд 121
2
3
4
Какое слово образовано суффиксальным способом?

1) рыбачий
2) перечитать

3) созвездие
4) обезболить
1234   Какое слово образовано суффиксальным способом?    1) рыбачий    2)

Слайд 13

НЕВЕРНО

НЕВЕРНО

Слайд 14

ВЕРНО

ВЕРНО

Слайд 151
2
3
4
Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) восход
2) заповедник

3) выполнение
4) насухо
1234     Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?    1) восход

Слайд 16

НЕВЕРНО

НЕВЕРНО

Слайд 17


ВЕРНО

ВЕРНО

Слайд 181
2
3
4
Какое слово образовано бессуффиксным способом?

1) упрек
2) ручей

3) окружность
4) жадина
1234    Какое слово образовано бессуффиксным способом?    1) упрек

Слайд 19

НЕВЕРНО

НЕВЕРНО

Слайд 20

ОТЛИЧНО

ОТЛИЧНО

Слайд 21 Из

предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (12)Нет,

книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость.

по-прежнему

ОТВЕТ

по-прежнему ← прежний

Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Слайд 22 Из

предложения 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (22)Многолетние

наблюдения показали ему, что чело-век, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собствен-ной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.

беспомощным

ОТВЕТ

беспомощным ← помощь

Из предложения 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Слайд 23 Из

предложения 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации).

(5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6) В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. (7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. (8)Снова – метро, его подземелья.

переходах

ОТВЕТ

переход← переходить

Из предложения 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом

Слайд 24 Из

предложения 6-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации).

(6) Но страницы с русским переводом не было. (7) Перед нами извинились и принесли блеклую, криво сброшюрован-ную стопку листов с инструкцией на русском языке.

переводом

ОТВЕТ

перевод← переводить

Из предложения 6-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом

Слайд 25 Из

предложения 7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации).

(7)Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. (8)Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. (9)Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!

выхода

ОТВЕТ

выход← выходить

Из предложения 7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом

Слайд 26 Из

предложения 27-28 выпишите слово, образованное приставочным способом. (27)В

отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постиже-ния. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.

подтекст

ОТВЕТ

подтекст ← текст

Из предложения 27-28 выпишите слово, образованное приставочным способом.

Слайд 27 Из

предложения 9-11 выпишите слово, образованное приставочным способом. (9)Надо

сказать, что за мою юношескую жизнь тво-рения Александра Грина несколько разделались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил верность роман-тике и знал «Алые паруса» наизусть. (11)- Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.

несколько

ОТВЕТ

несколько ← сколько

Из предложения 9-11 выпишите слово, образованное приставочным способом.

Слайд 28 Определите

способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18). (18)Право

на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.

суффиксальный

ОТВЕТ

размышления ← размышлять

Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18).

Слайд 29 Определите

способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3). (3)Действительно,

мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.

суффиксальный

ОТВЕТ

беспрепятственно← беспрепятственный

Определите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3).

Слайд 30 Определите

способ образования слова КЛЮКВЕННЫЙ (предложение 4). (4)

Клюквенный морс очень полезен.

суффиксальный

ОТВЕТ

клюквенный← клюква

Определите способ образования слова КЛЮКВЕННЫЙ (предложение 4).

Слайд 31 Определите

способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22). (22)

Но я неверно сказала, что промежуток отклады-вания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем.

суффиксальный

ОТВЕТ

откладывания← откладывать

Определите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22).

Слайд 32 Определите

способ образования слова БЕЗОБЛАЧНЫЙ (предложение 7). (7)

В такую безоблачную погоду приятно отправиться на прогулку в лесную чащу.

приставочный

ОТВЕТ

безоблачный← облачный

Определите способ образования слова БЕЗОБЛАЧНЫЙ (предложение 7).

Слайд 33 Определите

способ образования слова БЕЗЖАЛОСТНО (предложение 7). (7)

А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, недавно высящегося на берегу, но безжалостно сне-сенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорнос-ти и запустения стал безобразен.

суффиксальный

ОТВЕТ

безжалостно← безжалостный


Определите способ образования слова БЕЗЖАЛОСТНО (предложение 7).

Слайд 34Составьте три-четыре варианта задания В1.

2) Постройте словообразовательную цепочку следующих слов:

разгруппировываться, неизведанный, переливча-тый, измельчать, неизменяемый, полив (цветов), подкрашивать, отщёлкивать, нешуточный,

черпак.


Составьте три-четыре варианта задания В1.2) Постройте словообразовательную цепочку следующих слов: разгруппировываться, неизведанный, переливча-тый, измельчать, неизменяемый, полив (цветов),

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика