Слайд 1Мастер класс.
Тема: Лингвистическое сочинение ОГЭ – 2016
Слайд 3Цель урока
Составить план-алгоритм к лингвистическому сочинению
Слайд 4Синонимичное словосочетание
Лингвистическое сочинение = сочинение
о языке
Слайд 5План-алгоритм лингвистического сочинения
1-й шаг: Запиши высказывание данного автора в
виде прямой или косвенной речи.
Слайд 61 абзац лингвистического сочинения
«Нет ничего такого в
жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать
русским словом», - писал К.Г. Паустовский.
Слайд 7Возможный вариант понимания высказывания
«Всё можно передать русским словом».
Слайд 8Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
Слайд 9План-алгоритм лингвистического сочинения
1-й шаг: Запиши высказывание данного автора в виде
прямой или косвенной речи.
2-й шаг: Прокомментируй высказывание о русском языке
на основе двух примеров-аргументов (1Л+1Г) из данного текста. Помни! Аргумент состоит из 3 частей: 1) пример из текста; 2) теория, т.е. конкретное определение данного лексического или грамматического явления; 3) указание его роли в тексте.
Слайд 10Лингвистические явления - аргументы
Слайд 13Образец лингвистического сочинения
«Нет ничего такого
в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы
передать русским словом», - писал К.Г. Паустовский.
Прочитав рассказ Бориса Васильева, я ещё раз убедилась в правоте этих слов. Мне кажется, что Б.Васильев написал свой рассказ для того, чтобы мы поняли бесчеловечность поступка школьников, укравших у Анны Федотовны письмо сына, погибшего на войне. Это письмо было дорого для неё как единственная память о сыне. Поэтому автор в самом конце текста, в предложение 53, вводит метафору: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…» Это сложное предложение, с многоточием. Многоточие – признак незаконченной мысли. Автор как будто спрашивает у нас: «А что будет завтра?..»
Да, любые человеческие мысли и переживания, любые события и обстоятельства – всё можно передать русским словом!
Слайд 14Анализ сочинения-образца
1. Какое это сочинение по типу речи?
2. Обоснуйте своё
мнение.
3. Найдите предложения с аргументами.
4. Определите тип этих аргументов.
5. Каким
заданием из теста воспользовался автор этого сочинения?
6. Сколько абзацев в сочинении?
7. А как бы вы назвали третий абзац?
Слайд 15План-алгоритм лингвистического сочинения
1-й шаг: Запиши высказывание данного автора в виде
прямой или косвенной речи.
2-й шаг: Прокомментируй высказывание о русском языке
на основе двух примеров-аргументов (1Л+1Г) из данного текста. Помни! Аргумент состоит из 3 частей:
1) пример из текста; 2) теория, т.е. конкретное определение данного лексического или грамматического явления; 3) указание его роли в тексте.
3-й шаг: Сделай вывод. Подведи итог своим рассуждениям.
Слайд 16Второй урок – рефлексия
Самостоятельная работа:
Лингвистическое сочинение
Слайд 17Домашнее задание
1-й уровень: повторить лексику §64 - 69 (6 кл.)
и выписать примеры лексических явлений.
2-й уровень: Н.Сенина «Русский язык. Подготовка
к ГИА – 2015», стр. 109 – 114, составить краткий словарь лексических терминов.