Слайд 1
Восклицательные предложения
Автор: Ершова Наталья Олеговна
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ
№20
г. Минеральные Воды
Ставропольского края
2010-2011 учебный год
Урок русского языка
в 5 классе
Слайд 2Повторим словосочетание
Работа в парах:
Распределить в два столбика:
В 1 столбик –
слова
Во 2 столбик – словосочетания
С утра, ранним утром,
на экскурсии, экскурсия в музей, на тропинке, под солнцем, от свежего ветра, загореть, красивый загар, дружить.
Слайд 3Разминка
Задайте вопросы к предложениям с учетом того, на какое слово
падает логическое ударение.
Брат помог Наде решить задачу.
Брат помог Наде решить
задачу.
Брат помог Наде решить задачу.
Слайд 4Разминка
Определить вид предложения
по цели высказывания.
Солнце по небу
гуляло и за тучу забежало.
Выйди, солнышко, скорей!
Куда вы, куда вы
пропали?
Испугался крокодил, завопил, заголосил.
Уходи-ка ты домой да лицо своё умой!
Где убийца, где злодей?
Вывод: назовите виды предложений по цели
высказывания
Слайд 5Работа по теме урока
Запись темы урока.
Словарно-орфографическая работа:
Кликать
восклицать
восклицание
восклицательный (к//ц)
Слайд 6Работа по теме урока
Выразительное чтение стихотворения:
Ребята! В
предложениях
Стою я для того,
Чтоб
выделить волнение,
Тревогу, восхищение
Победу, торжество.
Где я, там предложения
С особым выражением
Произносить должны!
Упр. 48 (устно)
Стр. 63-64 (материал для наблюдений)
!
Слайд 7В каких случаях употребляются восклицательные предложения?
Чувство чув – «способность
чувствовать»
(старослав.)
чувствительный, сочувствовать, предчувствие.
Эмоции – это чувства
(радость, ужас, восхищение, печаль, удивление и т.п.)
Какие чувства выражены в предложениях?
Хорошо живет на свете
Винни-Пух!
Оттого поёт он эти песни вслух!
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло!
Что за диво!
Всё так чисто и красиво!
Слайд 8
В русском языке есть специальные слова - «восклицательные средства»:
Ну и
Вот
Ах, ох, эх
Кто, как, каков, сколько
!
Слайд 10Закрепление
Упр. 149 (устно)
Упр. 150 (устно)
Сопоставление предложений близких по смыслу, но
разных по цели высказывания и интонации:
А) Лёд идёт. (Повеств., невосклицательное)
Б)
Лёд идёт? (Вопросит., невосклицательное)
В) Пусть скорее лёд пойдёт. (Побудит, невосклицат.)
Г) Лёд идёт! (Повествоват., восклицательное)
Д) Лёд идет?! (Вопросит., восклицат.)
Е) Пусть скорее лёд пойдёт. (Побудит, восклицат.)
Вывод: предложения по цели высказывания делятся
на три группы: повествовательные,
вопросительные и побудительные.
По интонации различают восклицательные и
невосклицательные предложения
Слайд 11Чудесные знаки
Известный писатель Виктор Гюго был
человеком серьёзным, но иногда любил пошутить.
В
день выхода в свет своей новой книги он захотел узнать, как идёт распродажа. По просьбе Гюго секретарь послал издателю записку, в которой вверху стоял только вопросительный знак: «?».
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким На пустом листе бумаги издатель написал: «!».
Запишите варианты вопроса и ответа.
Слайд 12Домашнее задание
Упр. 151 стр. 64
Правило на стр. 64 учить
Учить параграфы
24-30