Разделы презентаций


Вводный урок "Концептуальный анализ слова: диалог с Истиной" 9 класс

Содержание

Диалог с ИстинойКонцептуальный анализ словаКонцепт – слово-понятие (с абстрактным значением), при помощи которого познаётся действительность, жизнь.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1“Концептуальный анализ слова: диалог с Истиной”.
МКОУ СОШ № 2
г.Нефтекумск Ставропольского

края


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
9 класс
УМК любой
учитель русского языка и литературы
Голышева Галина

Эриевна

2013 – 2014 учебный год

“Концептуальный анализ слова: диалог с Истиной”.МКОУ СОШ № 2г.Нефтекумск Ставропольского краяУРОК РУССКОГО ЯЗЫКА9 классУМК любойучитель русского языка

Слайд 2Диалог с Истиной
Концептуальный анализ слова
Концепт – слово-понятие (с абстрактным значением),

при помощи которого познаётся действительность, жизнь.

Диалог с ИстинойКонцептуальный анализ словаКонцепт – слово-понятие (с абстрактным значением), при помощи которого  познаётся  действительность,

Слайд 3Какая проблема волнует автора?
В последнее время я мучительно ощущаю недостаточность

понимания очень важных для меня слов. Таких, например, как душа

или духовность. Как будто между мною и словом внезапно вырастает непроницаемая стена. Там, за стеной, остаются живые смыслы этих культурных понятий. Мне же достаются голые или мёртвые слова. Видя, как некоторые мои одноклассники легко проходят сквозь эту стену значений и смыслов, я впадаю в тоску и обиду: почему именно мне по наследству досталась генетически ущербная память культуры?

Автор поднимает проблему (чего?) …

понимания концептов.

Какая проблема волнует автора?В последнее время я мучительно ощущаю недостаточность понимания очень важных для меня слов. Таких,

Слайд 4 Красота. Истина. Добро.
Иерархия – книж. порядок подчинения низших высшим.



Распределительный самодиктант
(разнести данные метафоры по смыслу):


Духовное начало, духовное насилие, духовный рост,
духовный генофонд, нищета духа, духовные идеалы, сила духа, духовный поиск, духовная смерть, духовная жизнь, духовное царство, духовный кризис, духовная культура, духовная экспансия.

Истина. Добро. Красота.

Красота. Истина. Добро. Иерархия – книж. порядок подчинения низших высшим.

Слайд 5Толковый словарик
Генофонд – 1 биологический состав генов в популяции

организмов;
2 перен. совокупность наиболее характерных
качеств, свойств общественной группы,
общества, нации, обеспечивающих их
устойчивость и самобытность.
Экспансия – книж. 1 агрессивная политика
распространения своего влияния на
другие страны;
2 расширение, распространение
влияния за какие-либо пределы.
Истина – утверждение, проверенное практикой,
жизненным опытом, отражающее
действительность .

Толковый словарикГенофонд – 1 биологический состав генов в популяции

Слайд 6Взаимопроверка распределительного диктанта

Взаимопроверка  распределительного диктанта

Слайд 7Закончить предложение
В основе духовной жизни лежат представления о добре и

……., прекрасном и …………….., истине и ……. .
Духовные

искания человека связаны с поиском ………., ……., ………... .
Духовный кризис наступает тогда, когда потеряна … …….

Слова для справок: истина, зло, правда, ложь,
безобразное, красота.


зле

безобразном

истины

добра

красоты

лжи

правда

Закончить предложениеВ основе духовной жизни лежат представления о добре и ……., прекрасном и …………….., истине и

Слайд 8Истина и вера.
Вставьте слово
(впишите данные пары слов в предложения).

Научная

истина – объект …………...., религиозная –

объект ……………. .
(вера – знание)
2. Религиозной истиной …………………………, и она преобразует душу; научную истину …………………………. или ……………………..… , и она расширяет сферу знания.

(открывать, проникаться, узнавать)

веры

знания

проникаются

открывают

узнают

Истина и вера.Вставьте слово(впишите данные пары слов в предложения). Научная истина – объект …………....,

Слайд 9Истина и правда.
Сопоставьте трактовку лингвиста Ушакова и писателя Тургенева: в

чём особенность правды?

Правда – 3) идеал поведения, заключающийся в соответствии

поступков требованиям морали, долга. (Ушаков «Толковый словарь»)
Истина не может доставить блаженства… Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело… Правда и Справедливость! За правду и умереть согласен. (И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе» - «Истина и Правда»)

Истина рациональна, разумна, это категория знания;
правда – нравственная категория, она ассоциируется
с понятием справедливости.

Истина и правда.Сопоставьте трактовку лингвиста Ушакова и писателя Тургенева: в чём особенность правды?Правда – 3) идеал поведения,

Слайд 10Истина и свобода.
Спишите, вставляя запятые, графически объясните знаки препинания.

Человек

борется за свободу и справедливость ищет истину служит ей жертвуя

собой ради всеобщего блага стремится к добру и красоте и вступает в спор с судьбой которая обманывает его надежды.

Истина и свобода.Спишите, вставляя запятые, графически объясните знаки препинания. Человек борется за свободу и справедливость ищет истину

Слайд 11Самопроверка
Человек борется за свободу и справедливость, ищет истину, служит ей,

жертвуя собой ради всеобщего блага, стремится к добру и красоте

и вступает в спор с судьбой, которая обманывает его надежды.
СамопроверкаЧеловек борется за свободу и справедливость, ищет истину, служит ей, жертвуя собой ради всеобщего блага, стремится к

Слайд 12Соотнести определения
Свобода –

эстетическая

Истина – познавательная

Добро – философская

Красота – нравственная

это ценность…

Соотнести определенияСвобода –

Слайд 13Лотман об Истине
Мир, в котором

мы живем, все больше хочет получить важнейшие ценности по самой

дешевой цене. Это напоминает не очень радивых школьников, которые подглядывают в ответы на задачи, вместо того, чтобы решать их самим. Мы хотим получить истину как можно быстрее, как готовые ботинки, сшитые на "никого". А истина дается только ценой жертвы самого дорогого. По сути дела, получить истину можно только ради нее погубив себя. Истину надо найти для себя свою...

Запишите идею текста в виде прямой речи.
А: «П».

Лотман об Истине     Мир, в котором мы живем, все больше хочет получить важнейшие

Слайд 14Подведём итоги
Чему был посвящён урок?
Что такое концептуальный анализ слова?
Что я

повторил?
Чему я научился?
Что нового я узнал на уроке?
Истина
соотносится с

добром, красотой, свободой;
может быть религиозной и научной;
занимает очень важное место в иерархии духовных ценностей человека.
Зачем мне это нужно?

Подведём итогиЧему был посвящён урок?Что такое концептуальный анализ слова?Что я повторил?Чему я научился?Что нового я узнал на

Слайд 15Домашнее задание
Сочинение – рассуждение
«Зачем человеку нужна истина?»
План.
Тезис (Я задумался над

вопросом… Мне кажется, что… Почему?)

II.Аргументы (Во-первых, …(пример из своей жизни).

Во-вторых, … (пример из цитат урока или жизни знаменитого человека).

III.Вывод
(Итак, таким образом, следовательно, …)

Домашнее заданиеСочинение – рассуждение«Зачем человеку нужна истина?»План.Тезис (Я задумался над вопросом… Мне кажется, что… Почему?)II.Аргументы (Во-первых, …(пример

Слайд 16Источники
http://mosmetod.ru/files/Ю.М._Лотман.jpg
http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/INTERLOT.HTM
С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М., 1961

Источники http://mosmetod.ru/files/Ю.М._Лотман.jpghttp://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/INTERLOT.HTM С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М., 1961

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика