Слайд 1Лингвистическая игра
для 7 классов
«Юный лингвист»
Савельева Ирина Владиславовна
МАОУ «СОШ № 27»
г. Перми
учитель русского языка и литературы
Пермь, 2015
Слайд 2Задание 1
Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга
как две
горошины,
шведы - как две ягоды,
немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А
как говорят русские?
Слайд 4Если англичанин знает что-либо хорошо, он говорит:
«Знаю, как кисть своей руки»,
а француз
и немец:
«Как собственный карман».
А русский?
Слайд 6Немцы говорят о таком человеке, что
у него денег как сена,
французы – что
он сшит
из золота.
А что о таком человеке говорят русские?
Слайд 8После случившегося англичане в этой ситуации
видят звёзды,
а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае
происходит с русскими?
Слайд 10Найти как можно больше фразеологизмов со словами
ГОЛОВА и ЗУБЫ
Слайд 11Фразеологизмы со словом голова
Ветер в голове – ненадёжный человек.
Вылетело из головы –
забыл.
Голова идёт кругом – слишком много дел
Давать голову на отсечение – обещать.
Как
снег на голову – неожиданно.
Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела.
Не сносить головы – отвечать за свои поступки.
Осмотреть с головы до ног – всего, тщательно, внимательно.
Очертя голову – рискованно.
По головке не погладят – поругают.
С больной головы на здоровую – свалить вину на другого.
С ног на голову – наоборот.
Сломать голову над задачей – напряжённо думать.
Сломя голову – очень быстро.
Слайд 12Фразеологизмы со словом зубы
Вооружённый до зубов - говорят о человеке, на
которого нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор.
Заговорить зубы -
отвлечь внимание.
Зуб за зуб - бранчиво (склонность к брани), неуступчиво, «как аукнется, так и откликнется».
Зуб на зуб не попадает - говорят, если кто-то замёрз от сильного холода или от дрожи, волнения, страха.
Зуба дать - насмехаться, осмеять кого.
Слайд 13Фразеологизмы со словом зубы
Зубы скалить - насмехаться.
Зубы чесать - болтать вздор, пустяки.
На
зуб попробовать - узнать, испробовать непосредственно.
Не по зубам что-нибудь кому-нибудь - трудно
откусить, не под силу, не по способностям.
Нечего на зуб положить - говорят, когда нечего есть.
Ни в зуб ногой - совершенно ничего (не знать, не понимать).
Показывать зубы – значит демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать, погрозить кому.
Положить зубы на полку - голодать, когда в доме не остаётся еды.
Сквозь зубы говорить - еле раскрывать рот, с неохотой.
Стиснуть зубы - не унывая, не отчаиваясь, начинать борьбу.
Слайд 14
Задание 2
Образуйте от данных слов форму родительного падежа множественного числа
Грабли
Полотенце
Стадо
Сельдь
Стебель
Кухня
Судьба
Кочерга
Слайд 15Ответы:
Грабли - грабель
Полотенце – полотенец
Стадо - стад
Сельдь - сельдей
Стебель
- стеблей
Кухня - кухонь
Судьба - судеб
Кочерга – не изменяется
Слайд 16Задание 3
Определите, что получится, если звуки, из которых состоят
эти слова, произнести в обратном порядке.
Люк, яр, лён
Слайд 18Задание 4
Составьте предложения со словом язык так, чтобы
оно выступало в роли разных членов предложения (форму слова можно
изменять)
Слайд 19Ответы:
Язык откроет вам окно в большой мир.(подлежащее)
Главное богатство народа –
язык.(сказуемое)
Владеть иностранным языком необходимо современному человеку.(дополнение)
В нашем языке много образных
выражений. (обстоятельство)
Слайд 20Задание 5
Приведите пример пары омонимов, один из которых обозначает выражение
лица, а другой – снаряд.
Слайд 22Задание 6
Какое из существительных может быть неодушевлённым?
умница
гусеница
девица
мастерица
синица
Слайд 23Ответ:
Гусеница - широкая бесконечная цепь, надеваемая на везущие
колеса тяжёлых машин, как тракторы, танки.
Слайд 24Задание 7
Корабли шли …курсами.
парралельными
паралельными
параллейными
параллельными
Слайд 26Задание 8
От названия одного из этих музыкальных инструментов название музыканта,
играющего на нём, можно образовать иначе, чем от остальных. О
каком инструменте идет речь?
саксофон флейта гусли
кларнет арфа
Слайд 28Задание 9
В каком из этих слов нет и никогда
не
было приставки?
Испытатель
Наблюдатель
Очевидец
Первооткрыватель
Свидетель
Слайд 30Задание 10
Помогите правильно написать объяснительную записку директору
Окно само разбилось, мы
здесь
Нипричем
Не причем
Ни при чем
Ни причем
непричем
Слайд 32Задание 11
Чтобы лучше узнать своих подданных, Генрих IV часто путешествовал…
Псевдонимно
Анонимно
Маскарадно
Инкогнито
Безымянно
Слайд 34Задание 12
Укажите предложения с пунктуационными ошибками:
А) Шурочка стояла на дощатом
помосте и облокотившись на перила смотрела вниз.
Б) Степь побурела и
задымилась, подсыхая.
В) Ему все, как с гуся вода.
Г) Оса садилась на мякоть арбуза, торопливо ползла по ней, и крылышки её работали быстро-быстро.
Д) Весь район где могли находиться пропавшие самолёты, тщательно прочёсывался, но ничего обнаружить не удалось.
Слайд 35Ответы:
А) Шурочка стояла на дощатом помосте и, облокотившись на перила,
смотрела вниз.
Д) Весь район, где могли находиться пропавшие
самолёты, тщательно
прочёсывался, но ничего обнаружить не удалось.
Слайд 36Задание 13
Укажите предложения с нарушением речевых норм:
А) Городничий сказал собравшимся,
что я пригласил вас для сообщения неприятного известия.
Б) Прочитав книгу,
передо мной встали образы персонажей.
В) Занятия будут проходить в четыреста седьмой аудитории.
Г) Прибыл теплоход с двумя тысячами двумястами пассажирами на борту.
Слайд 37ответы
А) Городничий сказал собравшимся, что я пригласил вас для сообщения
неприятного известия.
Б) Прочитав книгу, передо мной встали образы персонажей.
Слайд 38Подведение итогов
Спасибо за игру!
Слайд 39Список литературы
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200401807 ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО И.ЛЕВОНТИНА,
Ю.САФОНОВА,
Е.ШМЕЛЕВА
http://frazbook.ru/stranica-frazika/
http://pravopisanie_i_stilistika.academic.ru/371/Окончания_родительного_падежа_множественного_числа
http://festival.1september.ru/articles/501320/
http://nashi-detochki.ru/konkursyrazn.php?i
http://userdocs.ru/literatura/31415/index.html
http://znanija.com/task/6625912
http://59431s022.edusite.ru/images/5.%207.htm