Слайд 1Подготовка учащихся
к написанию сочинения-рассуждения
(часть С2. ОГЭ)
Слайд 2Сочинение на лингвистическую тему
по варианту 16
(по книги Цыбулько
И.П.)
Слайд 3Цель урока:
Создать текст собственного сочинения с использованием лингвистического материала, содержащегося
в тексте Б.Полевого по цитате С.И.Львовой.
Слайд 4Задачи:
Развивать навыки связной устной и письменной речи.
Учиться использовать знания о
структурных элементах написания сочинения – рассуждения в создании собственного текста.
Воспитывать
в учащихся стремление к цели.
Слайд 5С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе задание С 2
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого
С.И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.А.Рыбниковой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 6Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.
Выделите ключевые
слова.
Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как
и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
Слайд 7 Вариант 16
«Пунктуационные знаки имеют своё
определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный
знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
(Светлана Ивановна Львова)
Слайд 8Рассмотрим текст
(1)С тех пор как он поверил, что, ежедневно
тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным
лётчиком, им овладела жажда жизни и деятельности.
(2)Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя. (3)Ещё в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.
(4)Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера. (5)Это были страшные минуты, когда слёзы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон. (6)После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их ? (7)Но приходило положенное время, и он принимался за своё.
(8)Он часто видел себя во сне здоровым, быстрым. (9)То по тревоге несётся во весь опор к самолёту, с ходу вспрыгивает на крыло, садится в кабину и пробует ногами рули. (10)То вместе с Олей, взявшись за руки, бегут они что есть духу по цветущей степи, бегут босиком, ощущая ласковое прикосновение влажной и тёплой земли.((11)Как тяжело после этого просыпаться!
(12)Все с большим и большим упорством стремился он к намеченной цели, и в упражнениях, которые с таким упорством проводил Алексей, было что-то фанатическое. (13)Никто в палате, конечно, не верил в возможность летать без ног, однако упорство товарища все уважали и, скрывая это за шутками, пожалуй, даже преклонялись перед ним.
(14)Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.
— (15)Ну, в добрый час, - сказал старый мастер.
(16)Мересьев сделал несколько осторожных шагов, и дались они ему, эти первые шаги, с таким трудом, что, дойдя до двери и обратно, он почувствовал, будто бы куль муки втащил на пятый этаж. (17)Добравшись до койки, он повалился на неё грудью, не имея сил даже повернуться на спину.
—(18)Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, — бормотал Алексей.
(19)Пренебрегая болью, он начал заново учиться ходить — взад-вперёд по коридору, размеренно, неутомимо двигался старший лейтенант Мересьев, с каждым днём удлиняя путь.
(20)«Славный малый! — думал про него Гвоздев. — (21)Экая силища в этом человеке!»
...(22)И вот в оттепельный мартовский день Алексей поднялся на своём истребителе в небо и ощутил вдруг, что машина ему послушна, что он чувствует её всем своим существом. (23)3а какой-то невидимой чертой были подведены итоги его упорных тренировок. (24)Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжелого труда. (25)Он добился главного, о чём так долго мечтал: он опять лет. (По Б.Полевому)
Слайд 9?
Оформляем вступление
Современный ученый-лингвист С.
И. Львова утверждает: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в
письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Слайд 11Вспоминаем:
Какие знаки препинания есть в русском языке?
Каково назначение знаков
препинания?
. , ? ! : ; - …
1. Разделяют
2.
Выделяют
3. Определяют конец предложения
Слайд 12?
Каковы функции каждого знака препинания ?
. ? ! …
ставятся в конце предложения, они помогают
понимать текст, читая его с
правильной интонацией.
, разделяет
однородные члены,
простые
предложения в составе сложного.
- разделяет подлежащее и сказуемое; прямую речь и
слова автора, простые предложения в составе сложного.
Слайд 13?
Каковы функции (назначения) каждого знака препинания ?
: разделяет
обобщающие слова и однородные
члены; слова автора и прямую речь; простые
предложения
в составе сложного.
; разделяет простые предложения в
составе сложного.
Слайд 14Работа с текстом
Находим в тексте предложения, которые заинтересовали
2.Выбираем 2
примера. Определяем назначение знаков препинания
?
2, 21…
Так, предложение 2 является бессоюзным
сложным. Встречаю такой пунктуационный знак, как двоеточие. Он имеет свое «назначение» в тексте: разделяет два простых предложения в составе сложного и указывает на то, что одно из них поясняет другое.
Слайд 15?
В предложении 21 «Экая силища в этом человеке!» восклицательный знак
в конце предложения используется для выражения восхищения силой духа летчика.
Слайд 16Самостоятельно найдите предложения, определите в них назначение знаков препинания
?
6, 11,
18, 20…
Во- первых, в предложении 6 «… сумеет ли
он снова возобновить их?»
вопросительный знак указывает на цель высказывания.
Слайд 17?
Во-вторых, восклицательный знак в предложении 11 «имеет свой неповторимый «характер»»подчеркивает
душевные переживания героя.
Интересно предложение 18, где запятая выделяет
слово-обращение «старик», а также этот знак присутствует, отделяя прямую речь от слов автора.
Слайд 18Пишем заключение
Таким образом, права была С.И. Львова
в том, что пунктуационные знаки имеют своё определенное назначение в
письменной речи.
****************************************
Таким образом, права была С.И. Львова, утверждавшая, что «как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер».
Слайд 19Домашнее задание:
написать сочинение –рассуждение по высказыванию С.И.Львовой