Слайд 1
Практикум для подготовки
к ЕГЭ
Комплексная
работа с предложением
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКАЯ СОШ
Щёлковского МР МО
Лидия Николаевна Белая
п. БИОКОМБИНАТА, 2015 год
Слайд 21. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Едва я выш..л из тепл..о в..гона на (полу)станок
как на меня набросилось все худш.. что таит в себе поздняя ленингра..ская осень сырость ветер пронизывающий до самых костей непролазная грязь... (Ф.А. Абрамов)
Слайд 3ПРОВЕРИМ
*1Едва я вышел из теплого вагона на
полустанок, *2 как на меня набросилось все худшее, *3 что
таит в себе поздняя ленинградская осень: сырость, ветер, пронизывающий до самых костей, непролазная грязь... (Ф.А. Абрамов)
Слайд 42. Объясните постановку знаков препинания. В чем особая роль многоточия?
3.
Выполните синтаксический разбор сложного предложения.
4. Определите смысловую роль однородных членов
предложения.
5. Выпишите три словосочетания с различными видами связи: с согласованием, управлением и примыканием.
6. Определите разряд прилагательного поздняя.
7. Определите род и склонение существительного сырость.
8. Определите, к какой части речи следует отнести слово пронизывающий.
Слайд 5
.
12. Выполните фонетический разбор слова грязь.
13. Найдите
в предложении эмоционально окрашенные слова. Объясните их роль.
14. Определите, из
текста какого стиля взято предложение. Ответ обоснуйте.
15. Определите вид изобразительно-выразительных средств и их роль в предложении: теплый вагон, набросилось все худшее, таит в себе осень, пронизывающий до самых костей.
9. Выпишите все местоимения. Определите разряды по значению.
10. Сделайте словообразовательный разбор:
полустанок, ленинградская, пронизывающий.
11. Найдите в предложении слова, соответствующие схемам:
Слайд 62.1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Прокомментируйте.
Когда нач_лась колонизац_я
в Латинской Америке испанцы устроив там настоящий геноцид не давили в язык_вом плане на аборигенов которые вскоре ос_знали как им самим выгодн_ научит_ся языку колонизаторов так что через незначительный пр_межуток врем_ни испанский уже выт_снил индейские языки.
(По материалам журнала Newsweek)*
.
Слайд 7ПРОВЕРИМ
*1 Когда началась колонизация
в Латинской Америке, *2 испанцы, устроив там настоящий геноцид,не давили
в языковом плане на аборигенов,*3 которые вскоре осознали,*4 как им самим выгодно научиться языку колонизаторов,*5 так что через незначительный промежуток времени испанский уже вытеснил индейские языки.
(По материалам журнала Newsweek)*
Слайд 8
2. Определите вид предложения по наличию грамматических основ, выделите
скобками части предложения, обозначьте средства связи между ними. Нарисуйте схему
предложения и охарактеризуйте его.
3. Найдите односоставное предложение. Определите его вид.
4. Выпишите три словосочетания с разными видами связи: согласованием, управлением, примыканием.
5. Выпишите составное глагольное сказуемое.
6. Найдите в тексте обособленное обстоятельство.
7. Сделайте морфологический разбор слова языковом.
8. Выпишите слова, у которых нет окончания.
9. Сделайте морфемный разбор слов: началась, промежуток, выгодно.
Слайд 9
10. Сделайте словообразовательный разбор слов: устроив, вскоре, научиться, испанский.
11.
Запишите транскрипцию слова настоящий.
12. Определите, из текста какого стиля взято
предложение.
13. Запишите верное определение слова геноцид:
а) уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам;
б) процесс изучения наследственности и изменчивости организмов;
в) человеконенавистническая антинаучная теория;
г) полный (тотальный) контроль над всеми сферами общества.
14. Дайте ответ на вопрос: какова тема текста, из которого взято
предложение?
Слайд 103.1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Дальше б..льш..м (полу)кругом расположился на солнцепеке город
ра..ноцветные дома то шли ровными р..дами сопутствуемые круглыми д..ревьями то криво сп..лзали по скатам н..ступая на собственные тени и можно было ра..личить движение на Первом Бульваре и особенное м..рцание в конце где играл знаменитый фонтан. (В.Набоков)
Слайд 11ПРОВЕРИМ
1*Дальше большим полукругом расположился на
солнцепеке город: 2*разноцветные дома то шли ровными рядами, сопутствуемые круглыми
деревьями, то криво сползали по скатам, наступая на собственные тени, 3* – и можно было различить движение на Первом Бульваре и особенное мерцание в конце, 4*где играл знаменитый фонтан.
(В.Набоков)
Слайд 12
2. Объясните постановку и смысловую роль знаков препинания.
3. Графически
докажите, что предложение сложное. Нарисуйте его схему. Какие виды связи
представлены
в предложении?
4. Найдите односоставное предложение в составе сложного, определите его вид и вид сказуемого в нем.
5. Сделайте орфографический разбор слова расположился.
6. Объясните, почему слова Первом Бульваре написаны с заглавной буквы.
7. Выпишите все качественные прилагательные.
8. Обозначьте все служебные части речи.
9. Выпишите три словосочетания с различными видами связи: согласованием, управлением и примыканием.
Слайд 1310. Сделайте морфологический разбор слова наступая.
11. Сделайте словообразовательный разбор слов:
разноцветные, сопутствуемые, скатам.
12. Сделайте фонетический разбор слова солнцепеке.
13. Найдите
в предложении олицетворения. Объясните их роль.
14. Найдите в предложении контекстные синонимы, объясните их роль.
15. Дайте толкование слова знаменитый.
16. Докажите, что слово ровный многозначно, составив различные словосочетания с ним.
17 Определите, из текста какого стиля взято предложение. Ответ обоснуйте.
18. Можно ли по этому предложению судить об авторском видении мира?
Слайд 144.1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Всем к_сарям пр_шедшим сюда с севера к_залось
что _десь поют чище и красив_е о_даваясь ц_ликом пению и забывая обо всем на свет_ что эта удивительно благозвучная и трогательная песня идет от самого сер_ца и что ей нет и не будет конца.
Слайд 15ПРОВЕРИМ
1*Всем косарям, пришедшим сюда с
севера, казалось, 2* что здесь поют чище и красивее, отдаваясь
целиком пению и забывая обо всем на свете,3* что эта удивительно благозвучная и трогательная песня идет от самого сердца и 4* что ей нет и не будет конца.
2. Подчеркните грамматические основы. Определите вид предложения по наличию грамматических
основ. Нарисуйте его схему и охарактеризуйте.
3. Определите вид простых предложений в составе сложного по наличию главных членов в грамматической основе.
4. Выпишите три словосочетания с разными видами связи: согласованием, управлением и примыканием.
5. Определите склонение существительного пение.
6. Определите разряд прилагательного трогательная.
7. Определите вид и переходность глагола идет.
8. Выпишите все местоимения. Определите их смысловые разряды.
9. Выпишите и разберите по составу слова: сюда, казалось, красивее, отдаваясь, удивительно, самого.
Слайд 1710. Сделайте словообразовательный разбор слов: пришедшим, забывая, благозвучная.
11. Сделайте фонетический
разбор слова всем.
12. Определите, из текста какого стиля взято предложение.
Обоснуйте свой ответ.
13. Определите вид и роль изобразительно-выразительных средств: благозвучная и трогательная песня, песня идет от самого сердца, нет и не будет конца.
Слайд 18Т.Б.Юрко. Практикум для подготовки к ЕГЭ. Комплексная работа с предложением.
Газета «Русский язык»№10, 2007 год издательского дома «Первое сентября».
www.1september.ru
Используемая литература