Слайд 3Урок русского языка
в 9 классе
«Тире в БСП»
Слайд 4Что объединяет данные предложения ?
1. Я гость - вы
хозяин.
2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
3. Любишь кататься - люби и саночки возить.
4. Настанет утро - двинемся в путь.
5. Молвит слово - соловей поёт.
6. Солнце дымное встаёт - будет день горячий.
Слайд 5Определите смысловые отношения между частями БСП. Для этого перестройте БСП
в СПП и ССП, используя соответствующие союзы.
:
1. Я гость
- вы хозяин. [ ], а [ ]. (ССП) Значение противопоставления
2. Сыр выпал - с ним была плутовка такова. [ ],и [ ]. (ССП) - быстрая смена событий.
3. Любишь кататься - люби и саночки возить. ( Если ), [ ]. СПП - условие
4. Настанет утро - двинемся в путь. ( Когда ), [ ]. СПП - Время
5. Молвит слово - соловей поёт. [ ], ( как будто ). СПП - Сравнение
6. Солнце дымное встаёт - будет день горячий.
[ ], ( так что ).СПП - Следствие, вывод
Слайд 9Графический тест. Знаки препинания при БСП. Укажите знаком + в
таблице постановку знаков препинания в БСП
Кончил дело гуляй смело.
За
селом синел далекий лес рожь качалась колос созревал.
Скучно тебе жить займись чем-нибудь.
Солнце дымное встает будет день горячий.
День становился все более ясным облака уходили гонимые ветром.
Папа вернётся с работы он вам почитает.
Слайд 10Проверь себя!
Кончил дело – гуляй смело.
За селом синел далекий лес,
рожь качалась, колос созревал.
Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.
Солнце дымное
встает – будет день горячий.
День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром.
Папа вернётся с работы – он вам почитает.
Слайд 13Писать предложения не нужно. Знаки препинания не проставлены. Соотнесите предложения
с верным ответом. Ваш ответ в тетради должен иметь такой
вид, например: 1-а, 2-в и т.д.
Слайд 14Проверь себя!
1 – г, 2 – а, 3 – в,
4 –б
Слайд 15Соберите пословицы, расставьте знаки препинания, установите смысловые отношения между частями
БСП.
Слайд 16Проверь себя:
Будешь трудиться – будешь и кормиться (если, условие)
- Ноги
носят – руки кормят (а, противопоставление)
- Любишь кататься – люби
и саночки возить (если, условие)
- Лето припасает – зима поедает (а, противопоставление)
- Недруг поддакивает – друг спорит (а, противопоставление)
- Не спеши языком – торопись делом (а, противопоставление)
- Волков бояться – в лес не ходить (если, условие)
- Поспешишь – людей насмешишь (если, условие)
- Пришла беда – отворяй ворота (если, условие)
Слайд 17Подготовка к ОГЭ. Среди предложений 12–16 найдите бессоюзные сложные предложения.
Напишите номера этих предложений.
(12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться
домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые
Слайд 19Объясните постановку тире в БСП, установите соответствие между колонками таблицы.
Слайд 20Проверка
1 – 2; 2 – 3; 3 – 2; 4
– 3; 5 – 1
Слайд 21Практическая работа.
У вас на столах лежит раздаточный материал. Оформите плакат
«Правила постановки тире в БСП
Слайд 22 Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на
уроке?
- Какой вид работы понравился?
- Что получилось хорошо?
- Над чем
следует поработать?
- Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:
Шевелить мозгами,
Хлопать ушами,
Краем уха
Слайд 23Домашнее задание
Д.З. П.35, упр.195:
Выписать из художественных произведений5 БСП, в
которых ставится тире, объяснить постановку тире;
Записать 5 пословиц, в которых
между частями БСП ставится тире.