Слайд 1Задание С
Написание сочинения
ЕГЭ
В помощь выпускнику
Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка,
литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа»
Слайд 2Вступление.
Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста.
Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с
риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. Затем отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
Слайд 32. Основная часть.
а) в основной части должен прозвучать К2 –
комментарий проблемы.
Если сделать это трудно самому, то посмотри, как
об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему.
Слайд 4б) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной
проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор)
– это ты уже раскроешь К3.
в) Далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать2 аргумента – доказательства твоей правоты (жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы, поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач).
Слайд 53. Заключение.
Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод
в 1-2 предложениях.
Слайд 6Алгоритм работы над сочинением
1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем
к ней вопрос.
2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны. И
что в итоге? (что ждет в будущем?) Мы будем…(= отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил…., следить….
3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?». Далее личностная позиция, аргументы и вывод.
Слайд 7Шаблон 1
(ФИО автора) ставит очень важную проблему – проблему… .Основная
проблема, поставленная (ФИО автора в тв. падеже), связана с ….
. Что это такое…? Вот проблема, которую поднимает… (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30).
Комментарий проблемы (=краткий пересказ, цитирование). (комментарий можно найти в задании В8).
Позиция автора данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая). Он считает, что…
Я согласен с … (в том, что….). 1. Во – первых, потому что… . Во – вторых, … . 2. Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни. 3. В качестве доказательства могу сказать следующее.
Доказать это можно так. (2 аргумента).
Краткий вывод.
Слайд 8Шаблон 2
Проблем в современном мире очень много. Одна из них
– проблема… . Именно этот вопрос, который не может не
волновать современного человека, затрагивает… . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать. Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны… . (ФИО автора ) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… . С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями…
В жизни эта проблема коснулась и меня лично… я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Слайд 9Шаблон 3
Проблем в современном мире очень много. Одна из них
- …. Именно эту проблему, которая не может не волновать
современного человека, затрагивает (автор текста) в своем тексте… (можно найти в задании А28,29,30).
Комментарий проблемы. (ФИО автора) размышляет о… Он считает, что (можно цитировать и списывать точку зрения из А28, В8). С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…., Действительно…) или (Во – первых,…. Во – вторых,…), (Я думаю,….Мне кажется,…) Привести 2 аргумента.
(Ф.И. автора) в своем тексте поднял (а), несомненно, важную проблему - … . Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим (и) вопросом (ами).
Слайд 10Формулировки проблем
1. Роль (чего – то или кого – то)
в жизни человека.
2. Проблема влияния (чего – то или кого
– то) на человека.
3. Проблема предназначения (чего – то или кого – то).
4. Проблема (чего –то или кого – то) в нашей стране.
5. Проблема вытеснения (чего – то чем – то).
6. Проблема взаимоотношений поколений (отцы и дети).
7. Проблема памяти (о ком –то или о чем – либо).
8. Проблема нравственного выбора.
9. Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10. Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
11. Проблема нравственного долга.
12. Проблема защиты и сохранения природы.
Слайд 1113.Проблема сохранения и развития русского языка.
14. Проблема чинопочитания и угодливости.
15.
Проблема семейных (родственных) отношений.
16. Проблема исторической памяти.
17. Проблема коммерциализации культуры…