Слайд 1Занятие элективного курса по подготовке к ГИА.
Задания части II:
А
и В
Слайд 2
(1) Это было в сорок первом году. (2)
Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила
в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. (4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь. (6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от
болезни человек. (7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
Слайд 3
(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было
тепло, там
раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом
встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос у него был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
(19) А люди вдруг зашевелились. (20) Они подались назад, и
маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (21) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22) Человеческий коридор…
Слайд 4
(23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что
я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда
– мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27) Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.
(А.И.Приставкин)
Слайд 5А 1. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году,
навсегда запомнился А.И.Приставкину?
1) Он в первый раз увидел незнакомый город.
2)
Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.
3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.
4) Он в первый раз ехал на поезде.
Слайд 6А 2. Какое средство художественной изобразительности писатель
использовал в предложении 20?
1)
эпитет;
2) олицетворение;
3) сравнение;
4) метафору
Слайд 7А 3. Почему в рассказе пища неоднократно называется жизнью
(предложения 14, 27)
1) В ресторане была дорогая, изысканная пища.
2) Дети не знали, какие именно блюда раздавали в ресторане.
3) Для голодных, измученных детей горячая пища была крайне необходима.
4) Всем беженцам, которым удалось поесть в ресторане, блюдо очень понравилось.
Слайд 8В 1. Из предложений 13-18 выпишите слова, правописание ПРИСТАВОК в
которых зависит от глухости (звонкости) звука, обозначаемого следующей после приставки
буквой
(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос у него был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
Слайд 9(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было
тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки.
(15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос у него был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
Слайд 10В 2. Из предложений 7-12 выпишите слово, в состав которого
входят ДВА КОРНЯ.
(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким
светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
Слайд 11(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро
мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный
ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
Слайд 12В 3. Из предложений 7-9 выпишите слова с безударными гласными
в корне, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫМИ ударением.
(7) Вокзал хлестанул
по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9)Многотысячная толпа беженцев осаждала
единственный ресторан.
Слайд 13 (7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8)
Но скоро мы увидели и другое. (9)Многотысячная толпа беженцев осаждала
единственный ресторан.
Слайд 14В 4. Среди предложений 13-18 найдите предложение, осложнённое
ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. Напишите
его номер.
(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там
было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос у него был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
Слайд 15(13) Мы стояли и смотрели на окна. (14) Там было
тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки.
(15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (17) И голос у него был слабый, голос чахоточного человека. (18) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
Слайд 16В 5. Из предложения 15 выпишите словосочетание с типом связи
ПРИМЫКАНИЕ.
(15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то
закричал.
Слайд 17 (15) Потом встал наш Николай Петрович на ящик и
что-то закричал.
Слайд 18В 6. Из предложения 14 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
(14)
Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя
ею тарелки.
Слайд 19 (14) Там было тепло, там раздавали людям горячую,
дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки.
Слайд 20В 7. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при УТОЧНЯЮЩЕМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ.
Там шевелилось
что-то чёрное, (1) и ухало, (2) и кричало. Ближе к нам,(3) прямо на рельсах, (4) стояли, (5) сидели, (6) лежали люди.
Слайд 21Там шевелилось что-то чёрное, (1) и ухало, (2) и кричало.
Ближе к нам,(3) прямо на рельсах, (4) стояли, (5) сидели,
(6) лежали люди.
Слайд 22В 8. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ.
Тёмная и
суровая Москва, (1) спасая нас, (2) детей, (3) от войны, (4)
погрузила в поезда и отправила в Сибирь. Мы ехали медленно, (5)
задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.
Слайд 23Тёмная и суровая Москва, (1) спасая нас, (2) детей, (3)
от войны, (4)погрузила в поезда и отправила в Сибирь. Мы
ехали медленно, (5) задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода.
Слайд 24В 9. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
СЛОЖНОПОДЧИНЁНОГО предложения.
И нам
было видно, (1) как он нервно вздёргивает острые плечи. И голос у
него был слабый, (2) голос чахоточного человека. Кто из этих
голодающих, (3) сутками простаивающих беженцев сможет его
услышать?..
Слайд 25И нам было видно, (1) как он нервно вздёргивает острые
плечи. И голос у него был слабый, (2) голос чахоточного
человека. Кто из этих голодающих, (3) сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..
Слайд 26В 10. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Там было тепло, (1) там раздавали людям горячую, (2) дымящуюся жизнь, (3) наполняя ею тарелки.
Слайд 27 Там было тепло, (1) там раздавали людям горячую, (2)
дымящуюся жизнь, (3) наполняя ею тарелки.
Слайд 28В 11. В данных предложениях из прочитанного текста пронумерованы все
запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Я потом побродил немало, (1) но всегда мне казалось, (2) что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. А тогда – мы шли через него,(3) качающийся, (4) живой, (5) трудный.
Слайд 29 Я потом побродил немало, (1) но всегда мне казалось,
(2) что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. А
тогда – мы шли через него,(3) качающийся, (4) живой, (5) трудный.
Слайд 30 В 12. Среди предложений 23-27 найдите сложноподчинённое предложение
с ОДНОРОДНЫМ подчинением придаточных. Напишите его номер.
(23)
Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.
Слайд 31 (23) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось,
что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (24) А
тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (25) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (26) И яркий свет вдали. (27)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.
Слайд 32В 13. Среди предложений 1-12 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ. Напишите
его номер.
(1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная
и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. (4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь. (6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек. (7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
Слайд 33(1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и
суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда
и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. (4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь. (6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек. (7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало. (11) Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12) Здесь начиналась очередь.
Слайд 34В 14. Среди предложений 1-10 найдите ПРОСТОЕ ДВУСОСТАВНОЕ НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ. Напишите
его номер.
(1) Это было в сорок первом
году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. (4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь. (6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.(7) Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8) Но скоро мы увидели и другое. (9) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. (10) Там шевелилось что-то чёрное, и ухало, и кричало.
Слайд 35Презентацию составила:
учитель русского языка и литературы
Кацан Светлана Валерьевна МОБУ
СОШ №24 г.Благовещенска, Амурской области