Слайд 1"От замысла к созданию"
Учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ
№15 Седавных Г.А.
Слайд 2Тема:
Закономерности создания текста и его восприятия.
Слайд 3Цели:
Найти варианты создания достойного, образцового текста, в котором отражены необходимые
критерии сочинения при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Проанализировать основные
аспекты сочинения-рассуждения.
Развивать умение воспринимать, понимать и интерпретировать текст.
Слайд 4Актуальность и практическая направленность темы:
Овладение навыками выполнения самого сложного задания
ЕГЭ – задания «С», в котором требуется проанализировать текст и
написать по нему сочинение-рассуждение.
Осуществление более эффективной подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Слайд 5Основные составляющие сочинения «С». Проблема –
это вопрос,
требующий решения. Определяя проблему, мы должны задуматься, каким образом содержание
текста касается нас, других людей, всего человечества. Формулировать проблему необходимо так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
1) проблема чего; 2) в виде вопроса.
Слайд 6Обратите внимание на особенности употребления слова «проблема» в контексте:
проблема
чего: войны, мира, экономики, воспитания и т. п.;
постановка, изучение, важность,
рассмотрение проблемы;
поставить, выдвинуть, изложить проблему;
над проблемой думать, работать.
Слайд 7Что значит «прокомментировать» проблему?
Комментировать – «объяснять, пояснять». Необходимо
подумать, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и
в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой.
Комментировать проблему можно двумя основными способами:
1) от частных фактов к формулировке проблемы; 2) от формулировки проблемы к комментарию.
Выявление позиции автора.
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, мы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.
Слайд 8Как аргументировать свою позицию?
Аргументация – это приведение доказательств,
объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли.
От тезиса к
аргументам можно поставить вопрос почему?, а аргументы отвечают: «Потому что…»
К сильным аргументам обычно относят :
научные аксиомы;
положения законов и официальных документов;
законы природы;
заключения экспертов;
показания очевидцев;
статистические данные;
пословицы и поговорки;
примеры из личной жизни;
примеры из художественной литературы.
Слайд 9Тезис:
чтение художественной литературы необходимо.
Аргументы :
чтение расширяет кругозор,
углубляет наши знания;
чтение пробуждает эмоции;
чтение приносит людям утешение;
художественная литература воспитывает
человека, делает его лучше.
Вывод:
художественная литература – это могучее средство духовного и интеллектуального обогащения человека.
Слайд 10Виды аргументов:
Естественные доказательства - показания свидетелей, документы и т.п.
Логические доказательства
– апеллирующие к человеческому рассудку, разуму:
рассуждение с дефиницией (краткое определение
понятия);
дедуктивное рассуждение (от общего к частному);
индуктивное рассуждение (от частного к общему);
этические доводы (нравственные, морально-этические принципы).
Слайд 13Выводы:
Мы рассмотрели следующие вопросы: проблема текста, ее комментирование, выявление позиции
автора, аргументация своей позиции. Мы пришли к следующим выводам: рассмотренные
аспекты сочинения-рассуждения очень важны и взаимосвязаны. Так, неверно определив проблему текста, мы можем поставить под угрозу всю работу.
Слайд 14Используемые ресурсы:
Н.А.Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2007. – Р.: Легион,
2006.
Л.И.Пучкова. ЕГЭ 2007. Русский язык.- М.: Экэамен,2007.
Д.И.Архарова. Русский язык. Единый
государственный экзамен. – М.: Айрис-пресс,2005.
И.А.Стернин. Практическая риторика. М.: Академия, 2003.
Слайд 15Спасибо за работу!
Успешной сдачи экзаменов!