Слайд 1БАТИК
(ТЕХНИКА РОСПИСИ ПО ТКАНИ)
8 КЛАСС
Слайд 2ИСТОРИЯ БАТИКА
По легенде один из небесных покровителей Индонезии спустился на
остров Яву. И увидел, что не весело живётся людям, нет
ярких красок и весёлых узоров. Решил он помочь людям.
Раскинул по полям изысканные ткани, сгустил разноцветные тучи, и сотни пчёл устремились к нему, неся по капельке воск. Пустился в пляс небесный покровитель, щедро, разбрызгивая, принесённый воск – тик-тик-тик, и, оставляя причудливый рисунок, следов своих. Хлынул красками дождь – зелёная, как листва, жёлтая, как солнце, синяя, как небесная лазурь…
Так люди узнали об этом прекрасном искусстве росписи.
Слово «Batik» – индонезийское слово. Оно обозначает: «разрисовать ткань»
Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Самые древние образцы найдены в Египте и датируются V веком н.э. Среди других находок, относящихся к глубокой старине - японские ширмы периода Нара (646-794).
Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н.э.
Слайд 3ИСТОРИЯ БАТИКА
Изобретение шелка приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще
в I тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и
в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710-794), известно абсолютно точно. История прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути. Есть свидетельство что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о. Ява и в Персию.
Рост интереса к Востоку, его философии и культуре в начале ХХ века повлек за собой мощную волну увлечения батиком во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. В 1900 году на Парижской международной выставке впервые были продемонстрированы работы в стиле батик.
В нашу страну батик пришел в IXX веке и приобрел необычайную популярность в эпоху модерна. Он стал незаменимым атрибутом украшения декадентских салонов.
Слайд 4ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ БАТИКА.
Чантинг - это инструмент для нанесения жидкого
воска на ткань.
Воск или парафин (или стеорин)
Нужны нам для
занятий горячим батиком.
Фантомный маркер. После того, как нанесете рисунок на ткань этим маркером, он исчезает при нанесении сверху резерва и красок.
Электрический чантинг
Аэрограф для распыления краски.
Слайд 5ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ БАТИКА
Паровая баня для воска
Когти для натягивания ткани уже
готового платка или края одежды. Позволяют не повредить ткань, не
оставлять на ней дырочек.
Стеклянная трубочка
Применяется для качественного несения резервирующего состава на ткань.
Кнопки
Нужны для того, чтобы натянуть ткань на раму.
Слайд 6МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БАТИКА
Краски для батика бывают густые и жидкие, на
водной основе и акриловые. Кроме того, краски различаются по степени
обработки ткани после нанесения рисунка.
Контуры
Нужны для холодного батика.
Слайд 7ГОРЯЧИЙ БАТИК
Горячий батик один из самых сложных видов росписи ткани.
Так прозвали его неспроста. Дело в том, что работа здесь
ведется с расплавленным на огне (и поэтому горячим по температуре) воском (чаще всего), парафином, стеарином или их смесью.
Их быстренько (чтоб не успели застыть во время «пути» наносят на ткань при помощи особой кисти из щетины.
Есть такое специальное приспособление для нанесения контура из расплавленного воска, называется оно чантинг.
Места, которые покрыты воском, краска не затрагивает.
После того, как работа готова, воск с ткани удаляется с помощью горячего утюга и кипы старых газет.
Слайд 8ХОЛОДНЫЙ БАТИК
При технике холодного батика роль воска выполняют специальные контуры
и резервы для батика.
Холодный резерв можно наносить специальными стеклянными
трубочками для батика.
Слайд 9УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК
Берем ткань для батика (х\б, шелк, шерстяные ткани) и
краску для них.
Теперь самое важное –завязываем узлы.
Опускаем в сосуд
с краской наш кусочек ткани. Чтобы границы рисунка были плавными, размытыми, ткань нужно сбрызнуть водой перед началом.
Если краску вы брали «по утюг», то достаточно после высыхания прогладить ткань утюгом – и краска будет закреплена. Если краска другая, закрепляем ее другим способом, например, запариваем.
После того, как краска закреплена, снова мочим наш батик в проточной воде, тщательно выполаскивая лишнюю краску.
Слайд 10СВОБОДНАЯ РОСПИСЬ
Такая техника батика особенно проявляет талант художника, здесь нельзя
создать рисунок по готовому шаблону. Создается индивидуальная неповторимость произведения.
В основном
свободную роспись практикуют с помощью анилиновых красителей или масляными красками со специальными растворителями. Можно ставить различный эксперименты, добавляя где-то резерв или солевой эффект, или используя спиртосодержащие вещества для увлажнения ткани.
Слайд 11РОСПИСЬ ПО-СЫРОМУ
Разновидность свободной росписи. У работ, выполненных «по-сырому» необычно красивый
эффект плавного перетекания краски одной в другую, что создает иллюзию
воздушности.
Есть несколько видов этой техники. Можно натянутую и увлажненную ткань посыпать сухим красителем (чем меньше, тем нежнее цветовые переходы).
Можно вести кистью с краской прямо по увлажненной поверхности полотна, самостоятельно формируя рисунок, не используя готовых шаблонов для батика.
Делать все нужно быстро, иначе на подсыхающей ткани образуются некрасивые подтеки.
Слайд 12ТЕХНИКА «ШИБОРИ»
Часто ее называют узелковым батиком. Все же в технике
«шибори» есть несколько отличий.
Ткань здесь складывается определенным образом, часто
по готовому решению.
Это древняя японская технология, перекликающаяся с любимой японцами техником оригами.
Слайд 13РОСПИСЬ АЭРОГРАФОМ
Аэрографию можно назвать промежуточным звеном между машинной росписью по
ткани и ручным способом. Краска наносится на материал с помощью
особого приспособления — аэрографа. Если говорить простым языком, то это усовершенствованный пульвелизатор.
Слайд 14ТРАФАРЕТНАЯ ТЕХНИКА В РОСПИСИ
Очень изящно и экстравагантно выглядят композиции, выполненные
в этой технике.
Для наибольшей яркости цвета используют анилиновые красители,
которые разводят в кипящей воде, добавляя в нее соль для прочности и уксуса для яркости.
Чтобы красители меньше растекались, в них добавляют трагантовый клей или желатин.
Для трафаретов применяют плотную бумагу или тонкий, но плотный глянцевый картон, на который переводят рисунок с эскиза.
Слайд 15
РОСПИСЬ ШТАМПАМИ
Роспись штампами - старинная техника батика. До сих
пор в странах Азии применяют этот способ.
Суть проста: есть готовый
штамп (из металла, дерева, слоновой кости и т.д.), его окунают в расплавленный воск, быстро ставят оттиск на ткани.
Отличные штампики получаются из сырой картошки.
Слайд 16ТЕХНИКА РОСПИСИ ПО ШЕЛКУ АКВАРЕЛЬНЫМИ КАРАНДАШАМИ
Акварельные карандаши (фирма Инктенс, производитель
— Великобритания) позволяют сделать батик без применения специальной текстильной краски!
Способ
первый
Тонко отточенным ножом (канцелярским, к примеру) крошим грифель в углубление палитры. Добавляем каплю воды — краска для шелка готова!
Способ второй
Смачиваем влажной кисточкой кончик карандаша и она окрашивается в нужный цвет.
Работа акварельными карандашами Inktense сильно напоминает технику холодного батика.
Слайд 17СОЛЕВАЯ ТЕХНИКА
Если вы покрасите шелк и, не давая ему высохнуть,
нанесете на него немного соли, она тут же начнет впитывать
воду.
Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты - в результате краска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные в зависимости от влажности, состава краски и особенностей самой соли.
Результат зависит, в частности, от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов.