Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕРНСКАЯ СОШ №1»
МАСТЕР-КЛАСС
«Ф И Л И
Г Р А Н Ь»
Черемисинова Л.В.
учитель технологии
Слайд 2Один из древнейших видов художественной обработки металла -скань (от древнерусского
— свивать), или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники
— филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка) и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков).
Слайд 3Основные оборудования для изготовления филигранной проволоки
ВАЛЬЦЫ
ФИЛЬЕРНЫЕ ДОСКИ
Слайд 4Элементы филигранного узора
Головочка, двойная головочка, стенек, травочка, огурчик, колечко, полуколечко,
грушечка, зубчик, развивашечка, плетенка, дорожка, корнер, листочек
Слайд 6Сбор филигранных узоров
Трудно перечислить все элементы филиграни, из которых набирается
узор, но основные из них, многократно повторяющиеся в узорах, это
— колечко, полуколечко, репейчик, звездочка, огурчик, грушечка, зубчик, развивашечка, лепесток, корнер, тройник, головочка, стенек, травка, завиток, листочек, завивка, жучок, розетка и др. За элементами сохранились старые их названия, поэтому некоторые из них звучат для нас необычно.
Колечко — изготовляют из плоской и круглой глади, круглой и плоской веревочки. Хорошо отожженную скань навивают на ригелек диаметром, соответствующим диаметру заданного рисунком колечка, затем снятую с ригелька пружину разрезают по витку и концы витка совмещают. Колечки применяют для набора фока фоновой филиграни, как основу для некоторых элементов — корнеров, жучков и других и как составную часть элементов.
Репейчик — элемент филиграни, образованный колечком внутри и четырьмя полуколечками по окружности. Изготовляется обычно из плоской веревочки, реже из круглой веревочки и плоской глади малого сечения.
Звездочка собирается, как и репейчик, из колечка в центре и полуколечек по окружности, но число полуколечек больше четырех — 5,6 и более. Радиус полуколечек выбирается в зависимости от их числа. Звездочки делают из той же заготовки, что и репейчики. Огурчик — сложенный из двух одинаковых дуг элемент, напоминающий форму «маркиз». Дуги огурчика сгибают с филигранными пинцетами и, определив длину по рисунку, отрезают. Обычно огурчики заготавливают из плоской или круглой веревочки.
Слайд 7Грушечка — по форме напоминает каплю, острый конец капли может
загибаться в сторону. Изготовляется филигранными пинцетами из плоской и круглой
веревочки. Зубчик — согнутый из плоской или круглой веревочки уголок, по форме напоминающий контур зуба пилы или шестерни. Зубчик должен иметь прямые усики; угол расхождения и длину усиков определяют по рисунку.
Развивашечка — это зубчик с завитыми (загнутыми) наружу усиками. Изготовляют ее из той же заготовки, что и зубчик.
Лепесток — по форме напоминает лепесток ромашки. Делают его из плоской или круглой веревочки или плоской глади. Вставленные друг в друге и соединенные при основании лепестки разных размеров создают красивые филигранные разводы.
Корнер — шарик. Получают корнеры плавлением обрезков металла соответствующих размеров. Для получения корнеров с одинаковыми диаметрами проволоку одного сечения нарезают на одинаковые участки и плавят или тонкий прокат нарезают ножницами в виде кисти, а затем, отрезая поперек концы кисти, получают одинаковые отрезки. Плавка корнеров может производиться несколькими способами: на древесном угле, причем отрезки раскладывают так, чтобы они не касались друг друга; на асбестовом лёткале плавятся корнеры мелких размеров (у крупных снизу образуется площадка); в тигле в среде древесно-угольной пыли или бумажного пепла (плавят большое количество корнеров). Корнеры — прекрасное дополнение филигранного узора. Помещают их на кольцевую основу: колечко, центральный кольцевой участок головки, стенька, завитка, розетки и т. д. Большое количество напаянных мелких корнеров называют зернью.
Тройник — трилистник, согнутый филигранным пинцетом из плоской или круглой веревочки или плоской глади.
Слайд 8Объемную ажурную филигрань можно набирать двумя способами: в плоскости по
рисунку развертки объемной фигуры и по листовому шаблону, имеющему форму
данной фигуры. Набранная в плоскости развертка объемной филиграни после пайки должна принять форму заданной фигуры. Достигается это изгибанием изделия вручную с последующей правкой, выгибанием в матрицах (кожаных, войлочных, деревянных, свинцовых, стальных с подкладкой) с помощью пуансонов из тех же материалов. После придания изделию нужной формы производят пайку швов.
Набор объемной ажурной филиграни можно производить на изогнутом или вогнутом (бухтерованном) шаблоне, подобно плоскому набору, но процесс очень осложняется тем, что не совсем легкие элементы приходится не только сгибать по рисунку, но и выгибать по форме шаблона. Подобная работа требует от филигранщика некоторого навыка. Плоскую фоновую филигрань начинают набирать с фона, аналогично ажурной, по бумаге, наклеенной на плоский шаблон. Причем, на бумаге вычерчивается не узор (рисунок, как правило, однообразный), а только контур, в пределах которого и набирается узор. Дальше, как и при ажурной филиграни, набранный фон паяют, и после отбеливания приступают к набору верхнего узора. Элементы верхнего узора изготовляют также по рисунку, который в отличие от ажурного набора лежит рядом. На фон изделия рисунок не может быть наклеен, потому что элементы верхнего узора должны припаиваться к фону. Верхний узор фоновой филиграни, как правило, реже ажурной и элементы узора не всегда спаиваются между собой. Поэтому набор верхнего узора не требует такой тщательной подгонки элементов друг к другу, как при ажурной филиграни. Закончив набор верхнего узора, его привязывают к фону, как к шаблону, вязальной проволокой и паяют. Однако не всегда можно привязать верхний узор к фону. Элементы филиграни, имеющие сложный асимметричный изгиб, высокий рельеф, не позволяют проводить пайку увязанного изделия. В таких случаях верхний узор паяют в несколько приемов.