Слайд 1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ЛОКОМОТИВОСТРОЕНИЯ В РОССИИ
Составил преподаватель Комсомольского–на-Амуре
учебного центра Галкин А.К.
2012 год
Слайд 2ПЕРВЫЙ ПАРОВОЗ В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ В 1834 ГОДУ. ОН БЫЛ ПОСТРОЕН НА ВЫЙСКОМ (НИЖНЕТАГИЛЬСКОМ ЗАВОДЕ) ЕФИМОМ
И МИРОНОМ (ОТЕЦ И СЫН) ЧЕРЕПАНОВЫМИ. 6 НОЯБРЯ 1836 ГОДА
ПОЕЗД С ПАРОВОЗНОЙ
ТЯГОЙ ПРОШЁЛ ПО ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ — ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ.
Слайд 3 ПОКАЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ. ПАРИЖ, 1900
ГОД. ТРИ ПАРОВОЗА
Слайд 4ГРУЗОВОЙ ПАРОВОЗ ЕА ПОСТРОЕН В США В 1944 Г. ДЛЯ
СССР РАБОТАЛ С 1955Г НА ДВЖД, УСТАНОВЛЕН В МУЗЕЕ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Слайд 5ГРУЗОВОЙ ПАРОВОЗ СЕРИ «Л» - НАЗВАН В ЧЕСТЬ
КОНСТРУКТОРА
Л.С.ЛЕБЕДЯНСКОГО (ИЗГ. СВЫШЕ 4 ТЫС. С 1945 ПО 1955Г)
Слайд 6 ЛЕВ СЕРГЕ́ЕВИЧ ЛЕБЕДЯ́НСКИЙ (1898 — 30.01.1968,
Г.КОЛОМНА) — ВЫДАЮЩИЙСЯ СОВЕТСКИЙ ИНЖЕНЕР-
ЛОКОМОТИВОСТРОИТЕЛЬ.
Слайд 7 ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОВОЗ СЕРИИ П36
Слайд 8П-36 СОВЕТСКИЙ ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОВОЗ, ВЫП. НА КОЛОМЕНСКОМ ЗАВОДЕ С 1950 ПО 1956 ГОДЫ, 251 ЕД.
ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСКАВШИЙСЯ
В СССР ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОВОЗ
Слайд 9
В 1892 Г. НЕМЕЦКИЙ УЧЕНЫЙ РУДОЛЬФ ДИЗЕЛЬ (1858-1913) ВЗЯЛ ПАТЕНТ,
А В 1897 Г. ПОСТРОИЛ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, КОТОРЫЙ БЫЛ
НАЗВАН ЕГО ИМЕНЕМ – ДИЗЕЛЬ. МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ СОСТАВЛЯЛА 20 Л.С. ,172 ОБ/В МИН,, КПД - 26,2 %. ВЕС- 5 ТОНН.
Слайд 10
ПЕРВЫЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТЕПЛОВОЗ ГЭ1 (ЩЭЛ1) СИСТЕМЫ Я. М. ГАККЕЛЯ МОЩНОСТЬЮ
735 КВТ (1000 Л. С.) ПОСТРОЕН В 1924 ГОДУ.
Слайд 11В МАРТЕ 1947 ГОДА ХАРЬКОВСКИЙ ЗАВОД ПОСТРОИЛ ТЕПЛОВОЗ ТЭ1 С
ДИЗЕЛЕМ Д50, 300 СЕК
Слайд 12
ТЕПЛОВОЗ ТЭ2 — ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ГРУЗОВОЙ ТЕПЛОВОЗ СТРОИВШИЙСЯ В
СССР С 1948 ПО 1955.
Слайд 13С ИЮЛЯ 1950 ГОДА БЫЛ ПОЛНОСТЬЮ СВЕРНУТ ВЫПУСК СЕРИИ ТЭ1 И НАЧАЛСЯ
ВЫПУСК ТЭ2, КОТОРЫЙ ПРОДОЛЖАЛСЯ ДО 1955 ГОДА. ВСЕГО БЫЛО ПОСТРОЕНО 528
ТЕПЛОВОЗОВ ТЭ2(1056 СЕКЦИЙ)
Слайд 15 ПЕРВАЯ СЕКЦИЯ ТЕПЛОВОЗА БЫЛА ПОСТРОЕНА В КОНЦЕ 1953 ГОДА, В НАЧАЛЕ 1954
ГОДА БЫЛА ИЗГОТОВЛЕНА ВТОРАЯ СЕКЦИЯ. СЕКЦИИ ПОЛУЧИЛИ НАИМЕНОВАНИЕ СЕРИИ ТЭ3 И
НОМЕРА 001 И 002. ВПОСЛЕДСТВИИ ОНИ БЫЛИ СЦЕПЛЕНЫ И ПОЛУЧИЛИ ЛИТЕРЫ А И Б В СОСТАВЕ ЕДИНОГО ТЕПЛОВОЗА ТЭ3. ПЕРВЫЙ СЕРИЙНЫЙ ТЕПЛОВОЗ ВЫПУЩЕН В ХАРЬКОВЕ В 1955 Г.
Слайд 16В ПЕРИОД 1953—1973 ВЫПУЩЕНО 6808 ЕД (13 617 СЕКЦИЙ)
Слайд 17 У ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
ЭТА МАШИНА ПОЛУЧИЛА ЛАСКОВЫЕ НАЗВАНИЯ «ЛАСТОЧКА» ИЛИ «ТРЕШКА»
Слайд 19
В 1962 Г. ВОРОШИЛОВГРАДСКИЙ ЗАВОД ПОСТРОИЛ
ТЕПЛОВОЗ 2ТЭ10Л С ДИЗЕЛЕМ 10Д100 ( В ТО ВРЕМЯ ГОРОД
НАЗЫВАЛСЯ ЛУГАНСК, ПОТОМУ И СЕРИЯ Л),
Слайд 23В 1971 Г ПОСТРОЕН ТЕПЛОВОЗ 2ТЭ116 С ДИЗЕЛЕМ Д49
Слайд 24 СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ116У
Слайд 26
В 1974 ГОДУ ВОРОШИЛОВГРАДСКИЙ ЗАВОД ПОСТРОИЛ ТЕПЛОВОЗ 2ТЭ10В
Слайд 27 ВСЕГО С 1975 ПО 1981 ГОД БЫЛО ВЫПУЩЕНО 1898 ЛОКОМОТИВОВ СЕРИИ 2ТЭ10В
Слайд 33
С 1981 ПО 1990 ГГ ВОРОШИЛОВГРАДСКИЙ ЗАВОД ИЗГОТОВИЛ 2444 2-Х
СЕКЦИОННЫХ ТЕПЛОВОЗА СЕРИИ 2ТЭ10М И 639 3-Х СЕКЦИОННЫХ ТЕПЛОВОЗА СЕРИИ
3ТЭ10М, ЯВЛЯВШИХСЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ 2ТЭ10В.
Слайд 34 С 1978 ПО 1992 ГГ ПОСТРОЕНО 76 ЛОК
2ТЭ121 С ДИЗЕЛЯМИ Д49 И Д70
Слайд 35
В 1981 ГОДУ ЗАВОД ВЫПУСТИЛ 20 ЛОКОМОТИВОВ СЕРИИ 2ТЭ10МК, ОТЛИЧАВШИХСЯ
ТЕМ, ЧТО НА НИХ УСТАНАВЛИВАЛИСЬ ДИЗЕЛИ 5Д49 КОЛОМЕНСКОГО ТЕПЛОВОЗОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА,
ВМЕСТО ДИЗЕЛЕЙ 10Д100,
ЧТО ДАЛО НАЧАЛО МОДЕРНИЗАЦИИ ТЕПЛОВОЗОВ 3ТЭ10М.
ИНДЕКС «К» БЕРЕТ НАЗВАНИЕ ОТ КОЛОМЕНСКОГО ЗАВОДА.
Слайд 39В 1998 ГОДУ ЛЮДИНОВСКИЙ ТЕПЛОВОЗОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД СОВМЕСТНО С GENERAL MOTORS ELECTRO-MOTIVE DIVISION
ВЫПУСТИЛ ДВА ОПЫТНЫХ ЭКЗЕМПЛЯРА ГРУЗОВОГО ТЕПЛОВОЗА ТЭРА1 С ДИЗЕЛЕМ КОМПАНИИ
GENERAL ELECTRIC.
Слайд 40 ГРУЗОВОЙ ТЕПЛОВОЗ 2ТЭ70 -2004 Г
Слайд 42
В ИЮЛЕ 2006 Г. БРЯНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ВЫПУСТИЛ НОВЫЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ
ГРУЗОВОЙ ДВУХСЕКЦИОННЫЙ ТЕПЛОВОЗ 2ТЭ25А «ВИТЯЗЬ». С 1 ПО 15 АПРЕЛЯ
2011 ГОДА НА ДВЖД ЗАВЕРШИЛАСЬ ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ БАМА ПОЕЗДКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПОЕЗДА ВЕСОМ 6 ТЫС. ТОНН
Слайд 43Главная цель поездки — определение возможности пропуска составов унифицированного веса
на участке протяженностью 4900 км от станции «Тайшет» до портов
Дальнего Востока.
В составе поезда было 64 груженных углем полувагона и вагон-лаборатория, который фиксировал продольно-динамические нагрузки и прочность автосцепного устройства.
По электрифицированному ходу (до «Таксимо») его вели электровозы серии 3ЭС5К «Ермак», а далее – новые тепловозы 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронным приводом, поступившие в начале 2011 года в локомотивное эксплуатационное депо «Тында». «Витязи» мощнее своих предшественников и, как показали испытания, более экономичные — они позволяют снизить расход дизельного топлива примерно на 15%.
«Витязь» значительно отличается от предыдущих моделей и не имеет аналогов. Он является первым российским магистральным двухсекционным тепловозом с асинхронным приводом. Каждая секция тепловоза оснащена двигателем типа Д49. Общая мощность двух секций составляет 3400х2=6800 л.с. (2500х2=5000 кВт)
Слайд 48В 2005 Г ПОСТРОЕН ГРУЗОВОЙ ТЕПЛОВОЗ 2ТЭ25К «ПЕРЕСВЕТ», ВСЕГО ОКОЛО
15 ЕД
Слайд 49 МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГРУЗОВОЙ ТЕПЛОВОЗ ДЛЯ Ж.Д. ЯКУТИИ С ДИЗЕЛЯМИ ФИРМЫ
GENERAL ELECTRIC )
Слайд 50ТЭ8 SUPER SKID. МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГРУЗОВОЙ ОДНОСЕКЦИОННЫЙ 8-ОСНЫЙ ТЕПЛОВОЗ ДЛЯ Ж.Д. ЯКУТИИ (3000
Л.С. GENERAL ELECTRIC , ТРЗ СТ.ЛЮДИНОВО
Слайд 52 В 1956-64 ГОДУ НА БАЗЕ ТЕПЛОВОЗА ТЭ3 ПОСТРОЕН
ПАССАЖИРСКИЙ ТЕПЛОВОЗ ТЭ7 (ВСЕГО 113 ЕД)
Слайд 53 КАБИНА ПАССАЖИРСКОГО ТЕПЛОВОЗА ТЭ7
Слайд 54С 1961 ПО1968 ГГ ВЫПУСКАЛСЯ ТЕПЛОВОЗ ТЭП10, ВСЕГО ПОСТРОЕНО 335
ЛОК.
Слайд 55ТЕПЛОВОЗ М62 («MOZDONY» (ВЕНГР.) — —ГРУЗОПАССАЖИРСКИЙ ТЕПЛОВОЗ, СОЗДАННЫЙ В1965 Г ДЛЯ ВЕНГРИИ И
ВЫПУСКАЮЩИЙСЯ НА ЛУГАНСКОМ ТЕПЛОВОЗОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАВОДЕ ДО 1994 Г, ЭКСПЛУАТИРОВАЛСЯ ВО МНОГИХ
СТРАНАХ, 721 ЛОК
Слайд 57 ТЕПЛОВОЗ ТЭП70, 1973-2006Г, 576 ШТ
Слайд 59 ТЕПЛОВОЗ ТЭП75, 1976-1977,
2 ЛОК
Слайд 60 ТЭП80 1988-89ГГ, 2 ЛОК, РЕКОРД СКОРОСТИ
271 КМ\Ч
Слайд 61 ТЕПЛОВОЗ ТЭП70БС - 2002-2013, 160 ШТ
Слайд 63 2009 ГОД ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРОПОЕЗД САПСАН,8 ЕД
Слайд 66МАНЕВРОВЫЙ ТЕПЛОВОЗ ТЭМ1, ГОДЫ ВЫПУСКА 1958 - 1968 , ВЫПУЩЕНО 1946 ЕД
Слайд 67В ПЕРОИОД С 1960 ПО 2000Г ПОСТРОЕНО ОКОЛО 8983 ЛОКОМОТИВОВ
ВСЕХ СЕРИЙ (2А,2М,2У,2УМ,2АМ,2УС,2К,2УК)
Слайд 68ТЭМ3 ГОДЫ ВЫПУСКА 1979 - 1986,
ПОСТРОЕНО 28 ЕД, ОПЫТНАЯ ПАРТИЯ
ТЕПЛОВОЗОВ С БЕСЧЕЛЮСТНЫМИ ТЕЛЕЖКАМИ. ИЗНАЧАЛЬНО ПРОЕКТИРОВАЛИСЬ ДЛЯ РАБОТЫ НА БАМЕ,
Слайд 69ТЭМ5 ,1969 - 1974 , ПОСТРОЕНО 17 ЛОК
Слайд 70В 1974-89 ГОДУ ВЫПУЩЕН ПЕРВЫЙ, СОВЕРШЕННО НОВЫЙ МАНЕВРОВО-ВЫВОЗНОЙ ТЕПЛОВОЗ ТЭМ7,
294 ЛОК
Слайд 71 ТЕПЛОВОЗ ТЭМ7А. С 1988 ПО 2012 Г ВЫПУЩЕНО 450
ЛОК
Слайд 72ТЭМ9 ТЕПЛОВОЗ БЫЛ ЗАПУЩЕН В ПРОИЗВОДСТВО В ОКТЯБРЕ 2009 ГОДА.
Слайд 74ТЭМ18, С 1992 ГОДА ПОСТРОЕНО БОЛЕЕ 1000 ЛОК ВСЕХ СЕРИЙ(
18Г, 18Д, 18ДМ)
Слайд 78ТЭМ14. ДВУХДИЗЕЛЬНЫЙ МАНЕВРОВЫЙ ТЕПЛОВОЗ.2011 Г, ПОСТРОЕН 1 ЛОК
Слайд 79 МАНЕВРОВЫЙ ТЕПЛОВОЗ ТЭМ14
Двухдизельный маневрово-вывозной тепловоз на базе ТЭМ7.годы
выпуска 2011 -
изготовитель - Людиновский завод
дизели: 8ДМ21 (2 x 1200 л.с.)
вес 200 т
нагрузка на ось 25 т
скорость 100 км/ч
мощность 1710 л.с.