Слайд 1всему голова»
Тема урока:
«Хлеб -
Слайд 2Ознакомить учащихся со значением хлеба;
Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного
отношения к хлебу, традиций и обычаев;
Воспитывать уважительное отношение к труду
людей, под руками которых рождается хлеб;
Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны.
Цель урока:
Слайд 4Без хлеба куска нам везде…
Худ обед…
Гречневая каша – матушка наша,
а хлебец ржаной…
Рожь поспела, берись…
Что посеешь, то и…
Пахать – не
в дуду…
Хлеб да вода – молодецкая…
Будет день – будет и…
Хлеб наш насущный – хоть черный, да…
Продолжите пословицу:
тоска.
когда хлеба нет.
отец родной.
за дело.
пожнёшь.
играть.
еда.
хлеб.
вкусный.
Слайд 5Из истории создания хлеба.
В древней Греции считали, что искусство хлебопечения
– это дар богини плодородия Деметры. Ее посланец – отважный
юноша Триптолем, на колеснице, запряженной крылатыми змеями, побывал во всех уголках земли и научил людей печь хлеб.
Слайд 6В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от
роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера
при раскопках.
В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3 400 лет назад.
Слайд 7При раскопках гробницы фараона Тутанхамона археологи нашли маленькую зернотеку. По
приданию, юный фараон размалывал на ней дневную порцию зерна для
выпекания хлеба во дворце.
Слайд 8Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались
глиняные горшки – формы, которые назывались «клибанос». Отсюда и возникло
название «хлеб».
У древних готов хлеб называли «хлайфс»; в старонемецком языке – «хлайб»; у украинцев – «хлиб»; у эстонцев – «лейб».
Слайд 9Издавна на Руси в честь хлеба слагали гимны, песни, совершали
обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали
жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.
Слайд 10Хлеб в крестьянской семье всегда резал хозяин – глава семьи.
Пекли хлеб из ржаной муки на капустных, дубовых и кленовых
листьях. Ни один хозяин не мог позволить себе выбросить хотя бы кусочек хлеба. Весь хлеб съедался, а крошки шли на приготовление кваса или пива. В народе говорили: «Хлеб ногами топтать – народу голодать». С того времени и сохранилось отношение к хлебу, как к отцу-батюшке, а к земле, как к кормилице-матушке.
Слайд 11Сегодня можно выбрать любой хлеб: черный, белый, сдобный, ржаной или
пшеничный, круглый или формовой; с тмином, маком, орехами, изюмом. Большое
разнообразие и хлебобулочных изделий: баранки, бублики, кулебяки, пироги, пирожки, сайки, батоны, булочки, ватрушки, свадебные шишки, расстегаи и т.д.
Слайд 12Мука – основной продукт в приготовлении теста. В ней содержатся
практически все питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными
веществами. Перед замешиванием муку обязательно просеивают через сито. При этом она обогащается воздухом, а значит, тесто будет легче замешиваться и лучше подыматься. Для приготовления хлеба необходимы следующие продукты: мука, дрожжи, вода, соль, подсолнечное масло.
Слайд 13Праздник хлеба
Недавно в нашей станице проходил праздник хлеба. В нём
принимали участие многие земляки, а также наши учащиеся вместе с
родителями. Вот какие пироги они испекли для выставки-продажи!
Слайд 14Для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял хлеб,
нужно было потрудиться многим людям: это комбайнеры, шофера, грузчики, мукомолы,
пекари, технологи, продавцы. Их труд почетен и благороден.
Мы низко кланяемся им!
Слайд 15У нас в станице есть знаменитый хлебокомбинат. На нём работают
замечательные люди – профессионалы: Скоркин С.Ф., Кузнецова Т.В., Косолапова Г.А.,
Денисов В.В. и др. они имеют много наград и дипломов за свой благородный и почётный труд. Мы гордимся нашими земляками!
Слайд 16Ответьте на вопросы:
Что вы запомнили из истории создания хлеба?
Какие традиции
и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших
дней?
Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете?
В чем ценность муки?
Кто дарит нам хлеб?
В какой песне хлеб является мерилом дружбы?
Слайд 17Заключение
Выводы.
Подведение итогов.
Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты
пирогов, булочек и т.д.