Слайд 1Игровые технологии в воспитании самостоятельности младших школьников
Сюжетно-ролевые игры и игры-путешествия
решения поставленной задачи воспитания
Слайд 3 Принципы построения
воспитательной работы :
Привлекательность будущего дела
Деятельностный подход
Свобода участия
Открытость
Сотворчество
Успешность
Принцип обратной связи
Слайд 4 Планирование деятельности учителя и коллектива родителей:
Самодиагностика и анализ предыдущей деятельности с целью
корректировки
Изучение положительного опыта коллег
Планирование работы в соответствии с условными ступенями
Выбор формы организации работы по воспитанию самостоятельности (долгосрочная сюжетно – ролевая игра или игра – путешествие)
Слайд 5Условные ступени формирования самостоятельности учащихся:
1 ступень
– действия по образцу с помощью учителя, вожатых, родителей
2 ступень
– выполнение поручений, ступень частичной самостоятельности
3 ступень – выполнение работы в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности
4 ступень – «сами с усами» : этап обучения самоуправлению в классе и этап обучения самоуправлению в рамках лицейской игры «Цивилизация»
Слайд 6Принципы организации игры:
Равенство всех участников игры
Объём самостоятельности соответствует
условным ступеням
Отсутствие соревнования, соперничества между участниками игры
Обязательная педагогическая поддержка, стимулирование
и поощрение
Чередование коллективной, групповой, индивидуальной самостоятельной работы
Самостоятельность учащихся в выборе вида деятельности
Ориентация не только на результат, но и на процесс творческого поиска
Нравственная ответственность каждого участника игры за свой выбор, процесс и результат самостоятельной деятельности
Слайд 7Функции диагностики в ходе игр:
Информационная – выявление уровня развития ребёнка,
уровня состояния педагогического взаимодействия
Прогнозирующая – выявление потенциальных возможностей учащихся
Оценочная –
определение эффективности использования средств воспитательной работы
Развивающая – использование диагностических методик для демонстрации ученикам их возможностей и положительной динамики
Слайд 8Золотые правила диагностики:
Диагностика должна носить информативный характер и создавать возможности
для исследовательской деятельности учителя
Результаты диагностики служат не во вред, а
во благо учащимся и родителям
По результатам диагностики проводится систематическая коррекционная работа
Необходимость диагностики должна разъясняться родителям и участникам игры
Слайд 9Диагностические средства:
Беседа, наблюдение и вопросник
Анкетирование учащихся и родителей
Проективные тесты
Графические и
рисуночные тесты
Деятельность в процессе игры
Постановка ребят в ситуацию «вынужденности» (временное
исключение взрослого из игры)
Слайд 10Особые требования к учителю
Системный подход в организации игры
Тесное сотрудничество с
родителями, учащимися и коллегами
Отличные знания возрастной и общей психологии
Владение методиками
организации КТД
Знание методики развития коммуникативной культуры учащихся
Творчество учителя, желание работать не для проверяющих, а для детей
В игре быть другом и помощником детей, а не начальником
Слайд 11Путешествуем по космическим просторам (игра для 3 класса)
Оформление: карта звёздного
неба, стенд «А у нас, на Земле…», журнал путешествий, баки
с запасом горючего, регулярно выпускаемые газеты
6 спускаемых аппаратов с экипажами, командир корабля, штурман
Словарь космических терминов
Название планет и созвездий
Маршрутные листы
Сроки проведения полётов ( планирование)
Слайд 12Название планет и созвездий:
Планета Добрых традиций
Созвездие Творчества и талантов
Планета сильных,
ловких и смелых
Созвездие Экологических открытий
Планета Экономики
Созвездие Умников и Умниц
Созвездие Героев
Планета
Праздников и развлечений
Планета Инициативных и самостоятельных
Планета Альтруистов
Созвездие Доброты, заботы и взаимопонимания
Слайд 13Законы путешественников :
Закон поднятой руки
Каждый имеет право на ошибку
Не унижать, не оскорблять, не обижать
Признавать свою неправоту
Учиться быть настоящими
друзьями
Не стыдись помощи и помогай сам не за похвалу, а от сердца
Будь терпеливым и настойчивым, иди к цели
Учись быть самостоятельным и активным
Заботься о родных и близких, неси в семью добро и радость
Помни: один за всех, и все за одного
Слайд 15В бак заливается топливо, если:
Начатое дело доведено до конца
За инициативу
и творчество
За добросовестное дежурство
За сотрудничество с другими классами
За самостоятельность в
делах
За вклад родителей в дела класса
За успехи в учреждениях дополнительного образования
За успехи в игре «Цивилизация»
За личные успехи в учёбе, спорте, трудовых делах
По предложению учащихся