Слайд 1ТАКСОНОМИЯ
КУБИК БЛУМА
Выполнила учитель технологии МАОУ «СОШ № 33
с углубленным изучением отдельных предметов г. Петропавловска-Камчатского»
Белова О.М.
Слайд 2 Цели современного образования, обозначенные в
ФГОС, обращены на принцип "учить не науке, а учить учиться".
А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?
Предлагается один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Слайд 3 Таксоно́мия — учение о принципах и практике классификации
и систематизации
Слайд 4О замечательном американском педагоге и психологе
Бенджамине Блуме
обычно говорят, как об авторе
известной «Таксономии учебных целей». Эта замечательная система для алгоритмизации работы педагога была изложена в его книгах «Стабильность и Изменение человеческих характеристик» и «Классификация образовательных целей» (1956 г.)
Слайд 5Бенджамин Блум
известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.
Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три
блока:
Когнитивную «Знаю»
психомоторную «Творю»
аффективную «Умею»
То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Слайд 6Примеры заданий
Уровни развития познавательных способностей
Слайд 7Таксономия Блума
Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания, на вершине
- деятельности
Оценка
Синтез
Анализ
Использование
Понимание
Знание
Слайд 10Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не
только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи.
Возможны два
варианта:
Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.
Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Слайд 11В старших классах кубик Блума можно представить в виде таблицы.
Учащимся предлагают заполнить таблицу вопросами соответствующего типа. Затем на занятии
они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.
Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
Слайд 121. Вопросы на знания: Кто, что, назови, где, когда, перечисли
2.
Вопросы на понимание: Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди,
сравни.
3. Вопросы на применение: Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй.
4. Вопросы на анализ: Почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните.
5. Вопросы на синтез: Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте
6. Вопросы на оценку: Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное
Слайд 13Варианты использования
При формулировке темы урока. То есть тема
должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос
Слайд 14Варианты использования
Во время рефлексии. Подбираются вопросы, которые помогут запомнить
основные положения данной темы.
Вопросы составляют ученики
по образцу и инструкциям.
Слайд 15Какие могут быть вопросы на гранях:
- простые вопросы
- уточняющие
вопросы
- вопросы – интерпретации
- оценивающие вопросы
- творческие
вопросы
- практические вопросы.
Слайд 16вопросы на гранях
Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и
т.д.
Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными,
укажи сходства и различия.
Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".
Слайд 17
раздел «Основы производства»
Тема: Современные
средства труда
В 5 классе при формулировке темы урока
Слайд 18Назови
Орудия производства
(инструменты , машины, оборудование)
Слайд 19Почему
Почему к средствам труда относятся техника и технологии
(для
овладения силами природы и процессами применения в производстве)
Слайд 20Объясни
Объясни что такое средство труда
(то, чем человек воздействует на
предметы труда с целью производства материальных и духовных благ)
Слайд 21Предложи
Разделить на группы средства труда
(естественные
земля, водопады,
реки, которые используются для хозяйственных целей
(технические
созданные
человеком искусственно)
Слайд 22Придумай
Придумай и назови еще орудия производства
(производственные здания, железные,
шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач, сырье)
Слайд 23Поделись
Поделись , что является совокупностью средств труда и предметов труда.
(Совокупность средств труда и предметов труда образует средства производства.
Средства производства и труд человека неразрывно связаны)
Слайд 24
раздел 5.«Технология обработки пищевых
продуктов»
Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И
ФРУКТОВ
В 5 классе во время рефлексии. Подбираются вопросы, которые помогут запомнить основные положения данной темы
Слайд 25Назови
Назови основные компоненты в составе овощей и фруктов
(Состоят на 95
% из жидкости, полезных солей и витаминов)
Слайд 26Почему
Почему нельзя хранить овощи и фрукты в металлической посуде (медной,
железной)?
(металлы разрушают витамин С)
Слайд 27Объясни
Объясни почему увядают, становятся мягкими, темными овощи и фрукты при
неправильном и длительном хранении
( влага испаряется и овощи, и фрукты
теряют внешний вид и пищевую ценность)
Слайд 28Предложи
Предложи способы для длительного хранения овощей и фруктов
(консервация, заморозка, хранение
в темном прохладном месте)
Слайд 29Придумай
Выбери или придумай способ оформления салата
(способы нарезки овощей, карвинг)
Слайд 30Поделись
Поделись как можно заправить разные салаты из овощей или фруктов
( уксус, Растительное масло, смесь уксуса и растительного масла, сметана,
йогурт, соль, перец, соевый соус и т.д.)
Слайд 32ЗАДАНИЕ:
Выбрать раздел программы
Выбрать тему урока
Выбрать вариант изпользования:
-при формулировке темы урока
- во время
рефлексии
Изучить и использовать инструкцию
Определить сторону кубика
Составить 3 вопроса по выбранной теме и стороне кубика
Слайд 33 «Критическое мышление (как технология) — это интеллектуально организованный процесс,
направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или
оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».
Слайд 34Сравнение признаков критического и обыденного мышления
Слайд 35Ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/600417/
http://volna.org/pedagogika/tiekhnologhiia_razvitiia_kritichieskogho_myshlieniia1.html
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/21/metody-i-priemy-tekhnologii
http://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke
http://infourok.ru/doklad_razvitie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_matematiki-141156.htm
http://www.mozliceum.na.by/mr_proekt_critic.php
http://www.myshared.ru/slide/260156/
http://900igr.net/kartinki/filosofija/Tekhnologija-kriticheskogo-myshlenija/Tekhnologija-kriticheskogo-myshlenija.html
http://www.terepec48.ru/fgosOOO/krit_m.pdf
http://politex.kz/index.php/kz/o-u-derisi/distemelik-zh-mys/71-novye-tekhnologii-priemy/kriticheskoe-myshlenie/109-metody-kriticheskogo-myshleniya
http://www.uchmet.ru/library/material/239359/
http://kak-bog.ru/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya
http://pccu155.ucoz.ru/publ/priem_kubik/1-1-0-33
Слайд 36ресурсы
http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/08_2010/09.pdf
http://www.mozliceum.na.by/mr_proekt_critic.php
http://www.myshared.ru/slide/download/
http://multiurok.ru/aigul3008/blog/mietody-i-priiemy-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury.html
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/obobschenie-opytom/177788-ispolzovanie-priema-kubik-bluma-dlja-razvitij.html
http://assistant.i-teach.ru/file/33e9c391.pdf
http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/
http://murzina69.ucoz.ru/index/aktivnye_formy_obuchenija/0-19
http://azps.ru/tests/pozn/kubikrubik.html
http://www.e-reading.club/bookreader.php/110655/Halpern_-_Psihologiya_kriticheskogo_myshleniya.html
http://aplik.ru/konspekty/luchshie/primenenie-sovremennykh-obrazovatelnykh-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-iazyka-i-literatury/
http://www.gymnasiumstar.ru/docs/tehno_krit_mishleniya.pdf
http://azps.ru/tests/pozn/kubikrubik.html
http://2berega.spb.ru/user/Kulakova67RU/file/4017635/
http://natursciences.area7.ru/?m=5476
https://edugalaxy.intel.ru/assets/elements/4/resources/Data_Analysis_and_Critical_Thinking.pdf
Слайд 37Ресурсы:
http://natursciences.area7.ru/?m=5476
http://www.pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=7196:-kubik-bluma&catid=54:literature&Itemid=68
http://www.sosh15-satpaev.ru/news/2014-05-05/obuchenie-kriticheskomu-myshleniyu-provela-bigalieva-g-sh-uchite
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98726777
http://pandia.ru/text/77/274/461.php
http://refdb.ru/look/2979817-p4.html
http://lit-yaz.ru/informatika/5475/index.html
http://russmetod.blogspot.ru/2015/09/blog-post_17.html
http://e-libra.ru/read/226630-psixologiya-kriticheskogo-myshleniya.html
http://mentoralla.jimdo.com/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0/
http://rudocs.exdat.com/docs/index-207087.html
http://izhschool89.ucoz.ru/index/kak_nauchit_rebenka_uchitsja_ili_o_tekhnologii_razvitija_kriticheskogo_myshlenija_v_nachalnoj_shkole/0-89
http://www.docme.ru/doc/981282/sposoby-formirovaniya-kriticheskogo-myshleniya-studenta
http://te.zavantag.com/docs/1429/index-10172.html
https://www.alterozoom.com/categories/2109.html