Слайд 1мастер – класс
Методы решения творческих задач на
уроках технологии
и в проектной деятельности
Руководитель
Ст. преподаватель СарИПКиПРО
Ермоленкова Галина Викторовна
Выполнила
Учитель высшей
категории
МОУ СОШ №1 г.Ртищево
Милевская Любовь Григорьевна
Ртищево, 2010
Слайд 2« Наше мышление привело нас туда, где мы находимся сейчас.
Если
я хочу создать что – то новое мне необходимо мыслить
по – другому»
(Альберт Эйнштейн)
Слайд 3Вы готовы передвигаться с помощью машины, внутри, которой каждую минуту
происходит несколько тысяч взрывов?
Она не кажется вам неудобной?
Слайд 4Бестелесная спутница – это психологическая инерция, навевающая сомнения, уводящая в
сторону от решения.
Психологическая инерция – привычный ход мышления, опирающийся
на прошлое знание об объекте
Слайд 5Актуальность темы
Все методы решения творческих задач направлены на преодоление психологических
барьеров, препятствующих творческому мышлению.
Молодое поколение, как будущее общества, должно
уяснить, что старые идеи и методы, во многом, исчерпаны и нет иного выбора, кроме как поиск принципиально новых решений и подходов. Подвести к такой концепции поможет, в том числе, и преодоление психологической инерции.
Слайд 6Возможности использования методов решения творческих задач
Творческие задания ( кроссворды, ребусы,
стихотворения, web – сайт и т.д.) в 5 – 11
классах.
5 -7 классы
Раздел «Культура дома» при изучении тем: «Интерьер дома», «Гигиена учащихся».
Раздел «Подарки и переписка».
Разделы «Рукоделие», «Кулинария»
Раздел «Технология обработки древесины»
.
Слайд 7Возможности использования методов решения творческих задач
5 -7 классы
Раздел «Технология
обработки металла».
8 класс
Раздел «Домашняя экономика и основы предпринимательства.
Раздел «Художественная обработка
материалов»
Раздел «Проект» - огромные возможности.
Слайд 8Ролевая игра.
Цель: Определить какое из полушарий доминирует.
Кто Вы?
«Мыслитель или художник»
Запишите результат Л или П
Переплетите пальцы рук. Сверху
оказался палец левой руки или правой?
Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие. Посмотрите сквозь него двумя глазами, на любой предмет. Предмет перемещается , когда вы закрываете правый или левый глаз?
Слайд 9Ролевая игра.
Кто Вы?
«Мыслитель или художник»
Запишите результат Л или П
3.
Встаньте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука
оказалась сверху?
4. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты».Какая ладонь сверху?
Слайд 10Методы решения творческих задач
Метод мозговой атаки ( мозговой штурм, brain
–storming) предложен Алексом Осборном (США) еще в
40
–х годах.
Задача метода: генерирование и конкретизация идей.
Слайд 11Методы решения творческих задач
Правила проведения мозговой атаки
Четко формулируется и записывается
задача.
Группа делится на генераторов идей и экспертов (анализаторов)
Запрещена критика в
любом виде. Идеи высказываются без доказательств.
Все идеи фиксируются.
Слайд 12Методы решения творческих задач.
Метод мозговой атаки
Приемы генерации идей.
Аналогия.
Инверсия (сделай
наоборот).
Фантазия ( что -то неосуществимое)
Эмпатия ( считай себя часть совершенствумого
объекта)
Слайд 13Методы решения творческих задач.
Метод мозговой атаки
Задание №1
«Как найти иголку в
стогу сена?»
За 5 минут надо выдвинуть не менее 5 идей.
Выбор
наилучшей и аргументировать ее
преимущества
Слайд 14Методы решения творческих задач.
Метод мозговой атаки
Задание №2
Придумайте оригинальное название
проекта учащегося 6 класса «Разделочная доска»
Оценивается необычное и оригинальное название.
Слайд 15Методы решения творческих задач
Метод контрольных вопросов
Суть метода состоит в использовании
при поиске решений творческих задач специально подготовленных вопросов. Изобретатель, отвечая
на вопросы анализирует свою задачу.
Существуют универсальные вопросники Т. Эйлоарта, Г.Я. Буша, А. Осборна, Д. Пирсона, Д.Пойа и других ученых.
Слайд 16Методы решения творческих задач
Метод контрольных вопросов
Задание № 3
В 5 классе, выполняя практическую работу «Моделирование фартука выбранного
фасона» используем список специально подготовленных вопросов
Слайд 17Методы решения творческих задач
Метод контрольных вопросов
Какое назначение объекта?
Какие функции выполняет?
Будет
ли кому полезен?
Где он может быть использован?
Из каких деталей может
состоять?
Можно ли убрать некоторые части?
Можно ли добавить к нему новые части.
Как сделать его удобнее?
Какая форма и размеры в целом?
Каковы форма и размеры отдельных деталей?
Слайд 18Методы решения творческих задач
Метод контрольных вопросов
Что получилось?
Что еще могли
бы изменить?
Опишите
Слайд 19Методы решения творческих задач
Метод обратной мозговой атаки
Суть метода обратной мозговой
атаки: поиск недостатков – ключ к совершенству. То есть цель
метода заключается в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.
Слайд 20Методы решения творческих задач
Метод обратной мозговой атаки
Задание №4
8 класс. Раздел « Элементы домашней экономики и предпринимательства», Тема
« Менеджмент в домашней экономике»
Анализ рекламы.
Оцениваются максимальное количество предложенных достоинств и недостатков.
Слайд 21Методы решения творческих задач
мастер - класс
Какие методы решения творческих задач
вы узнали? Как вы думаете, методы решения творческих задач применимы
только к творческим?
Почему методы так назвали?
Можно ли выполняемые вами задания назвать практической работой? Почему?
Какой из методов вызвал затруднение, почему?
Слайд 22Методы решения творческих задач
мастер - класс
Продолжите предложение.
Я буду…
Мне нравиться …
Было
интересно…
В своей профессиональной деятельности …
Мне бы хотелось…