Слайд 1Русско-Полянский аграрный техникум
Презентация к уроку
по теме: «Механизмы двигателя –
КШМ и ГРМ»
По предмету Эксплуатация и Техническое обслуживание тракторов
1 курс,
специальность – Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Разработала – преподаватель спецдисциплин
Горячева Людмила Борисовна
Русская – Поляна, 2015г.
Слайд 2Газораспределительный механизм
Газораспределительный механизм предназначен для своевременного впуска в цилиндры воздуха
и выпуска из них отработавших газов.
Слайд 3Устройство ГРМ
Механизм газораспределения включает в себя
1 – шестерня распределительного вала;
2
– упорное кольцо;
3 – упорный фланец;
4 – толкатели;
5 – впускной
клапан;
6 – разжимная пружина;
7 – направляющая втулка клапана;
8 – наружная пружина;
9 – сухарик;
10 – тарелка;
11 – регулировочный винт декомпрессионного механизма;
12 – коромысло клапана;
13 – регулировочный винт;
14 – рукоятка управления декомпрессором;
15 – валик декомпрессора;
16 – ось коромысел; 17 – стойка;
18 – выпускной клапан; 19 – штанги;
20 – внутренняя пружина;
21 – распределительный вал; 22 – втулка.
Слайд 4Принцип действия ГРМ
При работе двигателя вращение
от коленчатого вала через шестерни коленчатого вала и распределительного вала
передается распределительному валу, на котором в определенном порядке установлены кулачки. Когда кулачек займет верхнее положение, он поднимает толкатель.
Толкатель при этом поднимет штангу, которая, упираясь в головку регулировочного болта, повернет коромысло вокруг его оси, и левая, более длинная часть коромысла, нажмет на стержень клапана. Клапан опустится и откроет отверстие соответствующего трубопровода, а пружина сожмется.
Как только кулачек, вращаясь, сойдет с толкателя, клапан под действием распрямляющейся сжатой пружины поднимется и плотно прижмется к гнезду с большой силой и герметически закроет отверстие трубопровода.
Слайд 5Детали ГРМ
Распределительный вал
Распределительный вал стальной. На нем находятся опорные шейки
и кулачки. Два крайних и два средних кулачка служат для
открытия выпускных, а остальные – для открытия впускных клапанов.
Определенное расположение кулачков соответствует порядку работы двигателя.
Для удобства установки вала диаметры опорных шеек, начиная с передней, должны последовательно уменьшаться.
Слайд 6Впускные и выпускные клапана и пружины
Очистка цилиндров от отработавших газов
и заполнение его воздухом осуществляется через два отверстия (выпускное и
впускное), закрываемое клапанами.
Клапан состоит из стержня и тарелки.
Диаметр тарелки впускного клапана больше тарелки клапана выпускного.
Для большей износостойкости клапаны изготавливают из легированной стали: впускной – из хромистой, а выпускной – из сильхромовой (жаростойкой).
Края тарелок выполнены под углом наклона 45 градусов.
Пружины изготавливают из стальной проволоки. Направление их витков различное. Наличие двух пружин уменьшает их размеры и облегчает условия работы.
Слайд 7Клапан
1 – клапан;
2 – тарелка клапана;
3 – сухарики;
4 – втулка
сухариков;
5 – пружины;
6 – опорная шайба пружин;
7 – направляющая втулка
клапана.
Слайд 8Передаточные детали
1- штанга;
2 – грибовидный толкатель;
3 – втулка толкателя;
4 –
толкатель с выпуклым днищем;
5 – кулачки распределительного вала;
6 –
толкатель ввиде стаканчика с плоским дном;
7 – грибовидный толкатель с кольцевой выемкой;
8 – ось ролика;
9 – ролик.
Слайд 9Штанга, толкатели
Штанга предназначена для передачи усилия от толкателя к
коромыслу.
У дизеля Д-240 штанга изготовлена из стального прутика, концам
которого придана сферическая форма.
У дизеля А-41 штанга представляет собой стальную трубку, в торцах которой запрессованы наконечники с отверстиями для прохода масла от толкателя к коромыслу.
Толкатели предназначены для передачи усилия от кулачка распределительного вала к штангам.
Штанги могут быть грибовидными, цилиндрическими или в виде качающегося ролика.
У дизеля Д-240 толкатель стальной, грибовидный, со сферической нижней опорной поверхностью.
У дизеля А-41 толкатель представляет собой ролик, сидящий на игольчатом подшипнике, ось которого закреплена в качающемся рычаге.
Для обеспечения равномерного изнашивания толкатели совершают поступательное и вращательное движение одновременно.
Слайд 10Передаточные детали
А – с углублением в наконечнике штанги.
Б – со
сферическим наконечником штанги.
1 – штанга;
2 – регулировочный винт;
3 - заглушка;
4
– контргайки;
5 – коромысло;
6 – пружина;
7 – ось коромысла;
8 – стойка;
9 – болт штуцера;
10 – отверстие для масла.
Слайд 11Коромысло
Коромысло, предназначено для воздействия на клапан с целью его открытия.
Коромысло
– это стальной двуплечий рычаг. Конец коромысла, нажимающий на клапан,
называется бойком.
В резьбовом отверстии короткого плеча установлен регулировочный винт с контргайкой, при помощи которого изменяют зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана. Продольное перемещение коромысел по валику предотвращают распорные пружины.
Оси коромысел выполнены пустотелыми для подвода масла к трущимся деталям втулок коромысел, регулировочных винтов и штанг. С торцов оси коромысла закрыты заглушками.
11, 12 – коромысла.
Слайд 12Распределительные шестерни
Распределительные шестерни, стальные.
Они размещены в картере шестерен и предназначены
для передачи вращения от коленчатого вала на распределительный вал и
валы топливного, гидравлического и масляного насосов. Вращение на эти шестерни передается через промежуточную шестерню.
1- шестерня привода гидронасоса;
2- шестерня распределительного вала;
3- промежуточная шестерня;
4- шестерня привода ТНВД;
5- ведущая шестерня масляного насоса;
6- шестерня коленчатого вала.
Слайд 13Диаграмма фаз газораспределения
Фазами газораспределения называют продолжительность открытия клапанов. Их выражают
в градусах поворота коленчатого вала относительно мертвых точек. На диаграмме
видно, что клапаны открываются с опережением, а закрываются с запаздыванием. Это необходимо для наиболее полной очистки цилиндров от отработавших газов и лучшего наполнения цилиндров воздухом, что ведет к повышению мощности двигателя.
Углы, показанные на диаграмме, зависят от взаимного расположения кулачков, их профиля и значения зазора между клапанами и коромыслами.
Слайд 15Контрольные вопросы
1. Для чего предназначен ГРМ?
Предназначен для своевременного впуска в
цилиндры воздуха и выпуска отработавших газов.
2. Что включает в себя
ГРМ?
Распределительный вал, толкатель, штанга, регулировочный винт, коромысло, ось коромысла, тарелки, сухарики, клапана впускной и выпускной, пружины, втулки.
3. Что называют фазами газораспределения?
Фазами газораспределения называют продолжительность открытия клапанов.
4. Почему диаметр тарелок впускных клапанов больше, чем у выпускных?
Для лучшего наполнения цилиндров.
5. Почему на клапане устанавливают две пружины?
Наличие двух пружин уменьшает их размеры и облегчает условия работы.
6. Какие детали и в какой последовательности передают движение от коленчатого вала к клапанам?
Шестерня коленчатого вала- шестерня распределительного вала- кулачок распределительного вала – толкатель – штанга – регулировочный винт – коромысло нажимает на стержень клапана и, преодолевая сопротивление пружин, открывает клапан.
Слайд 16Контрольные вопросы
7. Из какого материала изготавливают впускные и выпускные клапана?
Клапаны
изготавливают из легированной стали: впускной – из хромистой, а выпускной
– из сильхромовой (жаростойкой).
8. Для чего предназначено коромысло?
Коромысло, предназначено для воздействия на клапан с целью его открытия.
9. Для чего предназначены толкатели?
Толкатели предназначены для передачи усилия от кулачка распределительного вала к штангам.
10. Какой тип толкателя установлен на дизеле Д-240?
У дизеля Д-240 толкатель стальной, грибовидный, со сферической нижней опорной поверхностью.
11. Для чего предназначены штанги?
Штанги предназначена для передачи усилия от толкателя к коромыслу.
12. Какой тип штанги установлен на дизеле А-41?
У дизеля А-41 штанга представляет собой стальную трубку, в торцах которой запрессованы наконечники с отверстиями для прохода масла от толкателя к коромыслу.
13. Почему диаметр шестерни коленчатого вала в два раза меньше диаметра шестерни распределительного вала?
В 4-хтактных двигателях за один рабочий цикл впускной и выпускной клапаны открываются один раз.
За два оборота коленчатого вала распределительный вал должен сделать только один оборот.
Слайд 17Используемая литература
1. Пучин, Е.А. Техническое обслуживание и ремонт тракторов: учебное
пособие для нач. проф. образования/ Е.А. Пучин. – 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 . – 208 с.
2. Родичев, В.А. Тракторы: учебное пособие для нач. проф. образования/ В.А.Родичев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 . – 228 с.