Разделы презентаций


Народные куклы

Содержание

ТЕМА: «Учимся у народных мастеров»Изделие: Куклы из соломы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1КОНКУРС «Мой лучший урок»
Лукашенко
Светлана Алексеевна


КОНКУРС  «Мой лучший урок» Лукашенко Светлана Алексеевна

Слайд 2ТЕМА: «Учимся у народных мастеров»
Изделие: Куклы из соломы

ТЕМА: «Учимся у народных мастеров»Изделие: Куклы из соломы

Слайд 3Задачи урока:
1. Расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей

в обрядах и их символическом значении.
2. Ознакомление с традиционным видом

ремесла – изготовлением куклы из соломы.
3. Формирование представлений о символике цветов в народной культуре.
4. Обучение приему отмеривания соломы для пучка.
5. Обучение приемам изготовления куклы из соломы в соответствии с народными традициями.
Задачи урока:1. Расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении.2. Ознакомление

Слайд 4МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ
У учителя: образец – куклы из соломы, большие

пучки соломы для демонстрации приемов работы; картонка для демонстрации приема

заготовки пучка; ножницы.
У учащихся: нити красного и белого цвета, для перевязки пучков, ножницы, картонки для отмеривания и заготовки пучков соломы (5-8 см, 4-6 см), клей ПВА, цветная ткань.
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕУ учителя: образец – куклы из соломы, большие пучки соломы для демонстрации приемов работы; картонка

Слайд 5ХОД ЗАНЯТИЯ

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд 61.Объявление темы, постановка учебных задач.
Учитель: - Дети, сегодня мы продолжаем

знакомиться с изделиями народных мастеров, с жизнью и обычаями наших

предков.
Учитель читает с экрана стих:
Вырастут в поле и рожь и пшеница.
Их обмолотят – солома родится.
Руки коснутся ее золотые,
И появляются, словно живые,
Смелый наездник и конь златогривый,
Гордый олень и теленок бодливый,
Парень веселый с гармошкой, жар-птица,
И с золотою короной девица.
Вот ведь какая она не простая,
Эта соломка, совсем как живая.
В руки возьмет лишь ее мастерица –
Сразу она в чудеса превратится!
1.Объявление темы, постановка учебных задач.Учитель: - Дети, сегодня мы продолжаем знакомиться с изделиями народных мастеров, с жизнью

Слайд 7Учитель: - Дети, вы догадались, с каким материалом мы сегодня

будем работать?
Дети: - Да. Это соломка.
Учитель демонстрирует куклу –

образец из соломы и сообщает:

Это изделие пришло к нам из далеких времен, но широко используется у некоторых народов и в наши дни: с приходом весны такие украшения принято дарить друг другу. Внешний вид изделия стал немного другим, для его изготовления используются несколько иные материалы, но приемы работы во многом сохранились и их мы будем изучать.

Учитель: - Дети, вы догадались, с каким материалом мы сегодня будем работать? Дети: - Да. Это соломка.Учитель

Слайд 82. Знакомство с материалом.
Учитель сопровождает беседой показ слайдов:
-

Дети, давайте посмотрим, откуда же к нам на стол пришел

этот материал (соломка)?
- Что нужно сначала сделать!
Дети: - Посадить пшеницу или рожь!
2. Знакомство с материалом.Учитель сопровождает беседой показ слайдов:  - Дети, давайте посмотрим, откуда же к нам

Слайд 9Учитель: - Что потом нужно сделать, когда созрело зерно в

колосках!
Дети: - Собрать их!
Учитель: - Правильно.

Учитель: - Что потом нужно сделать, когда созрело зерно в колосках!Дети: - Собрать их!Учитель: - Правильно.

Слайд 10Учитель: -Посмотрите, дети, как вручную убирали в старину урожай, используя

такой инструмент, как серп, а теперь посмотрите, что заменило ручной

труд!
Дети: - Комбайны и машины!
Учитель: -Посмотрите, дети, как вручную убирали в старину урожай, используя такой инструмент, как серп, а теперь посмотрите,

Слайд 11Учитель: - Хорошо дети! А теперь посмотрите, что образовалось после

уборки зерна?
Дети: - Скирды соломы!
Учитель: - Правильно! Это и

есть наш материал, с которым мы будем сегодня работать.
Учитель: - Хорошо дети! А теперь посмотрите, что образовалось после уборки зерна? Дети: - Скирды соломы!Учитель: -

Слайд 123. Беседа о материале, о смысле изделия, его назначение в

народной культуре, о преемственности культур.
Учитель: - Солома всегда была незаменимым

украшением крестьянского дома, в создании изделий из нее ярко и образно проявляются фантазия и мастерство хозяев. Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие народные ритуалы и праздники, приходящие на зиму, весну и лето. Непременным атрибутом масленицы, Ивана Купалы и других народных
праздников у всех славянских народов
было соломенное чучело,
изображающее человека. Обычай этот
уходит корнями в языческую древность.
3. Беседа о материале, о смысле изделия, его назначение в народной культуре, о преемственности культур.Учитель: - Солома

Слайд 13Наши предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых по их

представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. Но

со временем человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготавливать которые стали в основном из соломы. Пучки соломы связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры. Зачастую они были мастерски свиты, сплетены и украшены. Но этим народным творениям отпускался недолгий век: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.
Наши предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях

Слайд 14Учитель: - Как же используется изделие в наши дни? Это

сувенир, украшения наподобие брошки. Его дарят и носят на одежде,

поздравляя друг друга с приходом весны. Сейчас это принято, например, в Польше, Болгарии, у народов прибалтийских стран. В таком виде это вполне современное изделие, но пришло оно к нам из довольно далеких времен. Обычно такое украшение – это именно пара куколок: мужская и женская фигурки. Женская фигурка изготавливается из белых ниток, а мужская из красных. Оба цвета символичны: белый в народной культуре символизировал женское начало и означал весеннюю нетронутую землю. Красный цвет – символ небесного огня. С приходом весны жаркое солнце согревает землю, и возрождается новая жизнь.
Учитель: - Как же используется изделие в наши дни? Это сувенир, украшения наподобие брошки. Его дарят и

Слайд 15 Союз этих цветов мы в дальнейшем еще встретим в

росписи игрушек, в народной вышивке и в других украшениях. Однако

везде эти цвета означают одно и то же – связь земных и небесных сил, благодаря которой жизнь на земле не прекращается.
Изготавливая сегодня куклы из соломы, мы познакомимся и с другими обычаями, которые существовали в старину.
Дети, в старину кукла делалась из соломы, так как это был дешевый и доступный материал. Позднее это была любимая игрушка деревенской детворы.
Союз этих цветов мы в дальнейшем еще встретим в росписи игрушек, в народной вышивке и в

Слайд 164. Анализ образца, обсуждение приемов изготовления изделия.
Учитель: - Давайте рассмотрим

образец изделия (учитель демонстрирует свой образец соломенной куклы) и посмотрим

на экране схему изготовления соломенной куклы. (Дети рассматривают.)
- Расскажите как она изготавливается?
Дети: - Кукла делается из двух пучков соломы: один пучок побольше, из него получается туловище с головой и с ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка образуется путем перевязывания пучков в нужных местах цветными нитками.
Учитель: - А давайте теперь соберем куклу на доске из частей и украсим ее.

Работа учителя с детьми по сбору куклы.
4. Анализ образца, обсуждение приемов изготовления изделия.Учитель: - Давайте рассмотрим образец изделия (учитель демонстрирует свой образец соломенной

Слайд 17 5.Заготовка пучков соломы. Работа в группах и парах.
- Ребята,

сегодня мы продолжаем работать над проектом: «Деревенские посиделки». Мы с

вами уже изготовили деревенский двор и избу со скамейками и деревьями. Сейчас мы должны закончить этот проект изготовлением народных кукол из соломы для «посиделок».
- Одна группа будет делать женские фигурки, перевязывая их белыми нитками, а другая группа мужские фигурки, перевязывая их красными нитками.
- Работаем дружно, быстро, с творческим настроем.


5.Заготовка пучков соломы. Работа в группах и парах.- Ребята, сегодня мы продолжаем работать над проектом: «Деревенские

Слайд 18Физминутка с музыкальным сопровождением.

Физминутка с музыкальным сопровождением.

Слайд 24 6. Изготовление кукол совместно с учителем
Беседа по ТБ

с ножницами.

6. Изготовление кукол совместно с учителем Беседа по ТБ с ножницами.

Слайд 25Технологическая карта

Технологическая карта

Слайд 26 - У каждого из вас имеются две картонки: покороче

и подлиннее, они помогут вам сделать пучки соломы быстро.
-

Сначала заготовим пучок для туловища куклы. Для этого по длине картонки № 1 отмерили пучок соломы нужной толщины и отрезали.
- У каждого из вас имеются две картонки: покороче и подлиннее, они помогут вам сделать пучки

Слайд 27 - Теперь взяли картонки № 2, отмерили пучок соломы

и отрезали заготовки для рук.
(Дети работают, друг другу помогая, а

учитель контролирует).
- Теперь взяли картонки № 2, отмерили пучок соломы и отрезали заготовки для рук.(Дети работают, друг

Слайд 28 Учитель: - Что теперь нужно сделать с пучками?
Дети:

- Длинный пучок перевязать посередине, а короткий с двух сторон.

Учитель: - Правильно, молодцы! Дальше работаем опираясь на схему.
(Учитель помогает, демонстрируя действия и операции на своем макете. Края пучков по окончании работы ученики подравнивают с помощью ножниц).
Учитель: - Что теперь нужно сделать с пучками? Дети: - Длинный пучок перевязать посередине, а короткий

Слайд 29 7. Перерыв 10 минут.

7. Перерыв 10 минут.

Слайд 308. Творческая работа.
Учитель: - Дети, а теперь вы

должны украсить своих кукол. Это значит, придумать для них прически,

лица, одежду, может ведра с коромыслом и т.д.
Дети работают в парах, советуя и помогая друг другу.
8. Творческая работа. Учитель: - Дети, а теперь вы должны украсить своих кукол. Это значит, придумать для

Слайд 31 9. Завершение проекта «Деревенские посиделки»
Учитель: - Дети,

а теперь давайте все своих кукол соберем и поселим в

наш сельский двор.
Дети сажают на скамейки кукол, кто-то ставит отдельно, кто-то вместе женщину и мужчину. Получилось очень творчески и необычно.
9. Завершение проекта «Деревенские посиделки» Учитель: - Дети, а теперь давайте все своих кукол соберем и

Слайд 32 Учитель: - В старину люди после уборки урожая устраивали

посиделки. Пели песни, играли, шутили, соревновались, веселились.
- Вот и

у нас получился замечательный проект «Деревенские посиделки», который будет радовать детей в детском саду «Колокольчик». Это будет им наш подарок от кружка «Мастерицы».
А сейчас мы послушаем старинную песню, под которую водили хороводы ваши бабушки и дедушки после уборки урожая.
Учитель: - В старину люди после уборки урожая устраивали посиделки. Пели песни, играли, шутили, соревновались, веселились.

Слайд 3310. Исполнение песни и хоровод.
«Утушка луговая»

10. Исполнение песни и хоровод.«Утушка луговая»

Слайд 3411. Итог урока, оценка.
Учитель: - Какое символическое значение имела

соломенная кукла в старину?
- Что обозначали два цвета: красный

и белый?
Ответы детей.
Учитель: - В доме эти соломенные фигурки сегодня могут служить украшением интерьера.
-А сейчас я для вас приготовила колоски. (В вазе на столе у учителя. Все колоски окрашены в разные цвета).
11. Итог урока, оценка. Учитель: - Какое символическое значение имела соломенная кукла в старину? - Что обозначали

Слайд 35Учитель: - Дети, выберите себе колосок такого цвета, какое настроение

у вас вызвал этот урок.
(Все дети выбрали колоски

теплых оттенков).
Учитель: - Я очень рада, что у вас хорошее настроение, вы так дружно, творчески работали и сейчас споем песенку о дружбе.
Учитель: - Дети, выберите себе колосок такого цвета, какое настроение у вас вызвал этот урок. (Все дети

Слайд 36Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика