Слайд 1КОНКУРС
«Мой лучший урок»
Лукашенко
Светлана Алексеевна
Слайд 2ТЕМА: «Учимся у народных мастеров»
Изделие: Куклы из соломы
Слайд 3Задачи урока:
1. Расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей
в обрядах и их символическом значении.
2. Ознакомление с традиционным видом
ремесла – изготовлением куклы из соломы.
3. Формирование представлений о символике цветов в народной культуре.
4. Обучение приему отмеривания соломы для пучка.
5. Обучение приемам изготовления куклы из соломы в соответствии с народными традициями.
Слайд 4МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ
У учителя: образец – куклы из соломы, большие
пучки соломы для демонстрации приемов работы; картонка для демонстрации приема
заготовки пучка; ножницы.
У учащихся: нити красного и белого цвета, для перевязки пучков, ножницы, картонки для отмеривания и заготовки пучков соломы (5-8 см, 4-6 см), клей ПВА, цветная ткань.
Слайд 61.Объявление темы, постановка учебных задач.
Учитель: - Дети, сегодня мы продолжаем
знакомиться с изделиями народных мастеров, с жизнью и обычаями наших
предков.
Учитель читает с экрана стих:
Вырастут в поле и рожь и пшеница.
Их обмолотят – солома родится.
Руки коснутся ее золотые,
И появляются, словно живые,
Смелый наездник и конь златогривый,
Гордый олень и теленок бодливый,
Парень веселый с гармошкой, жар-птица,
И с золотою короной девица.
Вот ведь какая она не простая,
Эта соломка, совсем как живая.
В руки возьмет лишь ее мастерица –
Сразу она в чудеса превратится!
Слайд 7Учитель: - Дети, вы догадались, с каким материалом мы сегодня
будем работать?
Дети: - Да. Это соломка.
Учитель демонстрирует куклу –
образец из соломы и сообщает:
Это изделие пришло к нам из далеких времен, но широко используется у некоторых народов и в наши дни: с приходом весны такие украшения принято дарить друг другу. Внешний вид изделия стал немного другим, для его изготовления используются несколько иные материалы, но приемы работы во многом сохранились и их мы будем изучать.
Слайд 82. Знакомство с материалом.
Учитель сопровождает беседой показ слайдов:
-
Дети, давайте посмотрим, откуда же к нам на стол пришел
этот материал (соломка)?
- Что нужно сначала сделать!
Дети: - Посадить пшеницу или рожь!
Слайд 9Учитель: - Что потом нужно сделать, когда созрело зерно в
колосках!
Дети: - Собрать их!
Учитель: - Правильно.
Слайд 10Учитель: -Посмотрите, дети, как вручную убирали в старину урожай, используя
такой инструмент, как серп, а теперь посмотрите, что заменило ручной
труд!
Дети: - Комбайны и машины!
Слайд 11Учитель: - Хорошо дети! А теперь посмотрите, что образовалось после
уборки зерна?
Дети: - Скирды соломы!
Учитель: - Правильно! Это и
есть наш материал, с которым мы будем сегодня работать.
Слайд 123. Беседа о материале, о смысле изделия, его назначение в
народной культуре, о преемственности культур.
Учитель: - Солома всегда была незаменимым
украшением крестьянского дома, в создании изделий из нее ярко и образно проявляются фантазия и мастерство хозяев. Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие народные ритуалы и праздники, приходящие на зиму, весну и лето. Непременным атрибутом масленицы, Ивана Купалы и других народных
праздников у всех славянских народов
было соломенное чучело,
изображающее человека. Обычай этот
уходит корнями в языческую древность.
Слайд 13Наши предки, стремясь умилостивить своих богов, от которых по их
представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. Но
со временем человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде человекоподобных чучел, изготавливать которые стали в основном из соломы. Пучки соломы связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры. Зачастую они были мастерски свиты, сплетены и украшены. Но этим народным творениям отпускался недолгий век: рождались они в начале обряда и умирали к его завершению. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костромы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров, тонули в воде, разрывались и разбрасывались по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.
Слайд 14Учитель: - Как же используется изделие в наши дни? Это
сувенир, украшения наподобие брошки. Его дарят и носят на одежде,
поздравляя друг друга с приходом весны. Сейчас это принято, например, в Польше, Болгарии, у народов прибалтийских стран. В таком виде это вполне современное изделие, но пришло оно к нам из довольно далеких времен. Обычно такое украшение – это именно пара куколок: мужская и женская фигурки. Женская фигурка изготавливается из белых ниток, а мужская из красных. Оба цвета символичны: белый в народной культуре символизировал женское начало и означал весеннюю нетронутую землю. Красный цвет – символ небесного огня. С приходом весны жаркое солнце согревает землю, и возрождается новая жизнь.
Слайд 15 Союз этих цветов мы в дальнейшем еще встретим в
росписи игрушек, в народной вышивке и в других украшениях. Однако
везде эти цвета означают одно и то же – связь земных и небесных сил, благодаря которой жизнь на земле не прекращается.
Изготавливая сегодня куклы из соломы, мы познакомимся и с другими обычаями, которые существовали в старину.
Дети, в старину кукла делалась из соломы, так как это был дешевый и доступный материал. Позднее это была любимая игрушка деревенской детворы.
Слайд 164. Анализ образца, обсуждение приемов изготовления изделия.
Учитель: - Давайте рассмотрим
образец изделия (учитель демонстрирует свой образец соломенной куклы) и посмотрим
на экране схему изготовления соломенной куклы. (Дети рассматривают.)
- Расскажите как она изготавливается?
Дети: - Кукла делается из двух пучков соломы: один пучок побольше, из него получается туловище с головой и с ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка образуется путем перевязывания пучков в нужных местах цветными нитками.
Учитель: - А давайте теперь соберем куклу на доске из частей и украсим ее.
Работа учителя с детьми по сбору куклы.
Слайд 17 5.Заготовка пучков соломы. Работа в группах и парах.
- Ребята,
сегодня мы продолжаем работать над проектом: «Деревенские посиделки». Мы с
вами уже изготовили деревенский двор и избу со скамейками и деревьями. Сейчас мы должны закончить этот проект изготовлением народных кукол из соломы для «посиделок».
- Одна группа будет делать женские фигурки, перевязывая их белыми нитками, а другая группа мужские фигурки, перевязывая их красными нитками.
- Работаем дружно, быстро, с творческим настроем.
Слайд 18Физминутка с музыкальным сопровождением.
Слайд 24 6. Изготовление кукол совместно с учителем
Беседа по ТБ
с ножницами.
Слайд 26 - У каждого из вас имеются две картонки: покороче
и подлиннее, они помогут вам сделать пучки соломы быстро.
-
Сначала заготовим пучок для туловища куклы. Для этого по длине картонки № 1 отмерили пучок соломы нужной толщины и отрезали.
Слайд 27 - Теперь взяли картонки № 2, отмерили пучок соломы
и отрезали заготовки для рук.
(Дети работают, друг другу помогая, а
учитель контролирует).
Слайд 28 Учитель: - Что теперь нужно сделать с пучками?
Дети:
- Длинный пучок перевязать посередине, а короткий с двух сторон.
Учитель: - Правильно, молодцы! Дальше работаем опираясь на схему.
(Учитель помогает, демонстрируя действия и операции на своем макете. Края пучков по окончании работы ученики подравнивают с помощью ножниц).
Слайд 308. Творческая работа.
Учитель: - Дети, а теперь вы
должны украсить своих кукол. Это значит, придумать для них прически,
лица, одежду, может ведра с коромыслом и т.д.
Дети работают в парах, советуя и помогая друг другу.
Слайд 31 9. Завершение проекта «Деревенские посиделки»
Учитель: - Дети,
а теперь давайте все своих кукол соберем и поселим в
наш сельский двор.
Дети сажают на скамейки кукол, кто-то ставит отдельно, кто-то вместе женщину и мужчину. Получилось очень творчески и необычно.
Слайд 32 Учитель: - В старину люди после уборки урожая устраивали
посиделки. Пели песни, играли, шутили, соревновались, веселились.
- Вот и
у нас получился замечательный проект «Деревенские посиделки», который будет радовать детей в детском саду «Колокольчик». Это будет им наш подарок от кружка «Мастерицы».
А сейчас мы послушаем старинную песню, под которую водили хороводы ваши бабушки и дедушки после уборки урожая.
Слайд 3310. Исполнение песни и хоровод.
«Утушка луговая»
Слайд 3411. Итог урока, оценка.
Учитель: - Какое символическое значение имела
соломенная кукла в старину?
- Что обозначали два цвета: красный
и белый?
Ответы детей.
Учитель: - В доме эти соломенные фигурки сегодня могут служить украшением интерьера.
-А сейчас я для вас приготовила колоски. (В вазе на столе у учителя. Все колоски окрашены в разные цвета).
Слайд 35Учитель: - Дети, выберите себе колосок такого цвета, какое настроение
у вас вызвал этот урок.
(Все дети выбрали колоски
теплых оттенков).
Учитель: - Я очень рада, что у вас хорошее настроение, вы так дружно, творчески работали и сейчас споем песенку о дружбе.