Слайд 1Особенности работы с различными
категориями клиентов
психолог Кашина М.В.
Слайд 2Слепые и слабовидящие клиенты
Слайд 3При первом посещении слепого либо слабовидящего клиента для более полного
формирования его представления о Вас необходимо больше времени, потому что
вся информация, которую обычно воспринимают зрячие люди, носит более усеченный характер.
Слайд 4:
недостаток общения;
низкий уровень развития речевых и неречевых средств общения;
наличие у
определенной части инвалидов по зрению негативных черт (замкнутость, некоммуникабельность и
др.);
наличие затяжных депрессивных состояний и др.
В качестве причин, осложняющих процесс межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих, могут выступать:
Слайд 5
1. В силу отсутствия возможности видеть у данных людей может
быть более развит слух или обоняние. Любые сильные воздействия (громкая
речь, резкий запах) могут раздражать, и тогда человек стремится быстрее прекратить процесс общения, чтобы не испытывать неприятных ощущений.
При работе помните:
Слайд 62. Обращайте внимание на межличностную дистанцию. Некоторым слабовидящим и слепым
людям при налаживании контакта необходимо физически ощущать собеседника (например, держать
за руку).
Необходимо отметить, что эти люди более чувствительны к изменениям тембра голоса и речи и любое несущественное увеличение громкости может восприниматься как крик.
Слайд 7Глухие и слабослышащие клиенты
Слайд 81. Глухой «читает» обращённую к нему речь по губам.
2. Процент
понимания по губам может быть выше, если слышащий постарается артикулировать
ярче.
3. При этом говорите голосом нормальной громкости, не тихо и не чрезмерно громко.
4. Говорить нужно только тогда, когда глухой на Вас смотрит.
5. Жесты должны быть живыми, эмоциональными.
6. Переписка. Берите лист бумаги и пишете глухому (писать простые фразы).
Слайд 9Клиент в состоянии алкогольного опьянения
Слайд 10Особенности общения с лицами в состоянии алкогольного опьянения.
Слайд 111. Алкоголь приводит психику человека в состояние повышенной возбудимости, резко
снижают уровень самоконтроля.
2. Снижается критичность восприятия происходящего. Такой человек
с трудом воспринимает (или не воспринимает) аргументацию, исходящую от другого человека. Движения человека в алкогольном опьянении активизируются и довольно быстро могут перейти в агрессивное нападение. Физическому нападению сначала предшествует вербальная агрессия – оскорбления, брань. Таким образом, угрожающий человек энергетически «заводит» себя, чтобы перейти к прямому физическому нападению.
Слайд 12Основное правило психологической защиты гласит:
1. Никогда не упускайте противника из
виду, наблюдая за его внешними реакциями и движениями, всегда осуществляйте
визуальный контакт, т.е. смотрите ему в глаза, не поворачивайтесь спиной. Установлено, что именно неуверенный взгляд больше всего провоцирует атаку психопатов и преступников.
Слайд 132. В ситуациях психологического противоборства важно следить за своим физическим
состоянием и видом. Если у вас прямая спина, ровное дыхание
и твердый взгляд в переносицу оппонента, мало кому придет в голову воспользоваться ситуацией и попытаться оскорбить Вас. В процессе психологической борьбы уверенный и пристальный взгляд имеет определяющее значение.
Слайд 14
Ребёнок в семье алкоголиков и специалист социальной службы.
Слайд 151. Вам необходимо найти с ребенком контакт, подружиться с ним.
2.
При первой встрече необходимо избегать резких движений, громкого голоса, смеха
– все это может напугать.
3. Помните, что дети стараются во всем подражать родителям, они копируют их поведение, манеру говорить, выражения и так далее. Если ребенок видел раньше, что мама или папа плохо относятся к тому или иному человеку, негативно о нем говорят, то ребенок будет относиться к этому человеку так же.
4. Чаще всего дети защищают в душе своих асоциальных родителей, поэтому при налаживании контакта стоит воздержаться от критики их поведения.
Слайд 16В работе Вам необходимо наладить контакт с ребенком для того
чтобы порешать проблему с его родителями (например, узнать когда они
бывают в более адекватном состоянии). В любом случае, встречу и разговор лучше перенести до полного или частичного вытрезвления членов семьи алкоголиков.
Слайд 18Игнорирование агрессии:
- не замечать агрессию;
- дать партнеру время успокоиться.
Мысленные
воздействия на «агрессора»
- «включить» мысленно нейтрализатор типа: «Это не
мои проблемы», «ругайся со своими родственниками» и т.п.;
- применяйте формулу самоуспокоения: «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «у меня более серьезные проблемы»;
- мысленно ввести агрессивного партнера в комичную ситуацию (как бы он выглядел в состоянии агрессии голым или в клетке зоопарка, или в шапочке с кисточкой на голове).
Слайд 19Сглаживание агрессии партнера
Дружеское участие:
- «Я Вас понимаю»,
- «У Вас сегодня
очень трудный день, и, понятно, сдают нервы»;
- «Я тоже не
переношу подобные вещи»,
- «И меня возмущают такие выходки».
Шаг к примирению или «лапки вверх»:
- Подчеркнуть значимость, авторитетность партнера, допустившего агрессию;
сохранение коммуникативной дистанции: прикоснуться к партнеру, подойти поближе, посмотреть прямо в глаза.
Слайд 20
Интеллектуальное реагирование на агрессию
- Переключение внимания агрессивного партнера (психологическая подножка):
перевод
разговора на другую тему;
«А вы знаете, я сейчас подумал...»;
- Попросить
у клиента разрешения на что-либо (сесть, выпить воды, позвонить по телефону, взять записную книжку и т.п.).
Слайд 21Вообще, вопрос о том, что можно и что нельзя говорить
окружающим о самом себе и о них, имеет принципиальное значение
для поддержания и развития взаимоотношений как рабочих, так и личных.
Если приходится использовать критику (например, в процессе консультирования), нужно критиковать за конкретные проступки, стараясь избегать критической оценки личности. Критику личности никто не примет: сработает психологическая защита.
Слайд 22Контрольные вопросы по темам «Психологические особенности работы с людьми пожилого
возраста», «Особенности работы с различными категориями клиентов» для слушателей «Школы
социального работника».
1. Определите цель работы с пожилыми людьми.
2. Назовите основные изменения, происходящие в пожилом возрасте.
3. Какие виды приспособления к старости Вы знаете?
4. Какие особенности людей пожилого и старческого возраста должен учитывать социальный работник в своей работе?
5. Назовите основные признаки людей истероидного типа. Выстраивание тактики работы с данной категорией клиентов.
6. Назовите основные признаки асоциальных клиентов. Выстраивание тактики работы с данной категорией.
7. Выстраивание тактики работы с клиентами с ограниченными физическими и умственными способностями.
8. «Скорая помощь при стрессе». Назовите методы и приёмы саморегуляции.
9. Выстраивание тактики работы со слепыми и слабовидящими клиентами. Особенности общения с данной категорией клиентов.
10. Выстраивание тактики работы с глухими и слабослышащими клиентами. Особенности общения с данной категорией клиентов.
11. Выстраивание тактики работы с клиентами в состоянии алкогольного опьянения. Особенности общения с данной категорией клиентов.
12. Выстраивание тактики работы с детьми в семье алкоголиков.
13. Перечислите приёмы нейтрализации агрессии.