Слайд 1Педагогическое проектирование
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка
основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое
проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
Слайд 2педагогическая технология
Педагогическая технология - это последовательное и непрерывное движение
взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий
его участников. Советский педагог А.С. Макаренко воспитательный процесс рассматривал как особым образом организованное "педагогическое производство". Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки "педагогической техники".
Слайд 3Разрабатывая "советскую воспитательную технику", А.С. Макаренко на практике усовершенствовал "технику
дисциплины", "технику разговора педагога с воспитанником", "технику самоуправления", "технику наказания".
Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке всего лучшего, формирование сильной, богатой натуры.
Слайд 4 В 1989 г. появляется первый самостоятельный труд
по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько, положивший начало этой
важной отрасли педагогики.
Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.
Слайд 5Объектами педагогического проектирования
педагогические
системы
педагогический процесс
педагогические ситуации
Слайд 6Педагогический процесс
Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое
тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в
их непосредственном взаимодействии.
Слайд 7Педагогическая ситуация
Педагогическая ситуация - составная часть педпроцесса, характеризующая его
состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Ситуации
всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.
Слайд 8 Структура педситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта
деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта
простота обманчива. Взаимодействие участников педситуаций строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности.
Слайд 9 Этапы педагогического проектирования
I этап
- моделирование
II этап - проектирование
III этап - конструирование
Слайд 10Педагогическое моделирование
Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей
идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей
их достижения.
Слайд 11Педагогическое проектирование
Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели
и доведение ее до уровня практического использования.
Слайд 12Педагогическое конструирование
Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного
проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками
воспитательных отношений.
Слайд 13Принципы педагогического проектирования
Слайд 14Дидактическое творчество
Дидактическое творчество - это деятельность в сфере обучения
по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов
его передачи и усвоения учащимися.
Слайд 15Дидактическое творчество - самое распространенное и доступное для педагога и
учащегося. Вариаций здесь великое множество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов,
дополнений, изобретенных новых приемов. Использование фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях - это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично.
Слайд 16Технологическое творчество
Технологическое творчество - это деятельность в области педагогической
технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых подсистем,
педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся.
Слайд 17Это самый сложный вид педагогического творчества. Он охватывает деятельность педагога
и учащихся целиком. К такому виду творчества относится создание интегративного
урока, бригадной формы производственного обучения учащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения и т.д.
Слайд 18Организаторское творчество
Организаторское творчество - это творчество в сфере управления
и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки
сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т.д.
Слайд 19 Организаторское творчество обеспечивает научную организацию труда (НОТ), рациональное использование
всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем. Как видим,
педагогу есть где проявить творчество.
Слайд 20Общий алгоритм педагогического проектирования
Подготовительная работа
Разработка проекта
Проверка
качества проекта
Слайд 21Подготовительная работа
1. Анализ объекта проекта
2. Выбор формы проектирования
3. Теоретическое
обеспечение
4. Методическое обеспечение
5. Пространственно-временное обеспечение
6. Материально-техническое обеспечение
7.
Правовое обеспечение
Слайд 22Разработка проекта
8. Выбор системообразующего фактора
9. Установление связей и зависимости
компонентов
10. Написание документа
Слайд 23Проверка качества проекта
11. Мысленное экспериментирование применения проекта
12. Экспертная оценка
проекта
13. Корректировка проекта
14. Принятие решения об использовании проекта
Слайд 24Формы педагогического проектирования
Это документы, которых описывается с разной степенью
точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
Каждому
объекту и ступени проектирования присущи свои формы (таблица ), их число и даже они сами могут меняться.
Слайд 25Система форм педагогического проектирования
Слайд 26Уровень педагогического проектирования
Уровень педагогического проектирования зависит от уровня
технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:
1) целесообразности
(по направленности);
2) творчества (по содержанию деятельности);
3) технологичности (по уровню педтехники);
4) оптимальности (по выбору эффективных средств);
5) продуктивности (по результату);
Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его педагогического проектирования.