Слайд 1Авторы: Андреев Михаил, ученик 8 класса
Еремеева Анастасия, ученица 9 класса
Руководитель:
Еремеев Александр Сергеевич,
учитель технологии высшей категории
"Полёт мечты"
МОУ «Чукальская основная
общеобразовательная школа
Слайд 2Воздушный змей - большая игрушка или маленькое техническое изобретение?
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Когда
и почему появились воздушные змеи?
Какие бывают змеи?
От чего зависят лётные
качества воздушного змея?
Какова роль ветра в жизни воздушного змея?
Нужен ли змею сезонный гардероб?
Поддается ли воздушный змей дрессировке?
Легко ли сделать хорошего змея?
основополагающий вопрос исследования:
Слайд 3Изучить теоретические основы полета воздушных змеев.
Изготовить разные воздушные змеи по
самостоятельно разработанным чертежам.
Опытно-экспериментальным путем определить оптимальную форму и конструкцию воздушных
змеев.
Опытно-экспериментальным путем научиться выполнять элементы воздушного пилотирования
цель исследования:
Слайд 4Историческая справка
Воздушные змеи были изобретены в Китае
Первые воздушные змеи делали
из бамбука и листьев растений. После 2600 года до н.
э. из бамбука и шелка.
Воздушные змеи запускались как для удовольствия, так и для дела. Часто воздушные змеи применяли в военных целях в качестве разведчиков - наблюдателей.
Около 618 - 907 годов воздушные змеи приобрели популярность в Японии. Их запускали для того, чтобы отпугнуть злые силы, защититься от несчастий, обеспечить хороший урожай и здоровье.
В Европе история воздушных змеев начинается с 4000 г. до н.э.
Первое верное Европейское описание воздушного змея появляется в книге военных технологий в 1405 году.
На протяжении всего XIX века люди делали множество экспериментов связанных с подъемом всяческих грузов, а также людей.
Слайд 5Как змеи наукам помогали
На Руси змеи появились 1200 лет назад
Во
второй половине XVIII в. воздушные змеи применялись для изучения атмосферного
электричества. М.В.Ломоносов с их помощью доказал электрическую природу молнии.
Создатель первого в мире самолета А.Ф.Можайский, исследуя возможность полета на неподвижно распростертых крыльях, построил оригинальный воздушный змей-планер и в 1873-1876гг. Совершал на нем полеты.
Изобретатель радио А.С.Попов использовал воздушный змей в качестве антенны для радиоприемника.
В конце XIX века змеи получили широкое применение в метеорологии. Они поднимали самопишущие приборы на высоту 3-4 км
В начале XX века «змейковые поезда» из больших коробчатых змеев использовались в армии, поднимая в воздух артиллерийских наблюдателей
С помощью фотоаппаратуры, подвешенной к змеям, производили аэрофотосъемку местности
В наше время роль змеев в науке сильно уменьшилась, а вот в авиамоделизме, сигнализации, развлекательных и спортивных целях - возросла
Слайд 6Виды воздушных змеев
Плоские воздушные змеи
Объёмные (коробчатые) воздушные змеи
Слайд 7Управляемые воздушные змеи
За счет двух лееров управляемые змеи позволяют совершать
уникальные трюки в полете.
Полеты спортивных управляемых змеев включены в мировую квалификацию соревнований по малой авиации
Слайд 8 Что же ветер: помощник или препятствие на пути воздушного
змея?
Воздушный змей без ветра не летает.
Слишком сильный порывистый ветер может
разломать змей в считанные мгновения.
ВЫВОД…
Нужно научиться так запускать змея и управлять им, чтобы укротить ветер, делая его своим помощником, источником «лётной энергии»
Ветер, ветер, ты могуч…
Слайд 9Схема действующих на воздушный змей сил
АВ – аэродинамическая поверхность(плоскость змея)
α
– угол атаки
Е –узел (или точка) привязи леера к уздечке
ЕА
и ЕД – путы, образующие уздечку
g - центр тяжести
С – центр парусности
О – полюс (центр приложения сил)
V – скорость ветра
Р – сила тяжести
F – сила давления на поверхность
Т – сила натяжения леера
Т’ – сила тяги
Слайд 10ПОЙМАТЬ ВЕТЕР…
Для полета змея нужен ветер.
1 – 3 м/с: Только
самые легкие воздушные змеи будут летать.
3 – 6 м/с: Хороший
ветер для новичков.
6 – 8 м/с: Превосходные условия для полета воздушного змея.
8 – 11 м/с: Хороший ветер для специалистов. Будьте более внимательны.
11 – 14 м/с: Только для специалистов.
Зона A – идеальное пространство для полетов воздушного змея.
Зона B – пространство для посадки управляемого воздушного змея.
Слайд 11ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Для того чтобы запустить воздушного змея необходимо выбрать правильное
положение. Для этого необходимо чтобы ветер всегда дул в спину
тому, кто держит веревку, и в лицо помощнику.
При запуске управляемого змея помощник должен всегда держать воздушного змея носом к верху. Заняв позицию спиной к ветру, нужно натянуть веревки, сделать два шага назад, так чтобы держать веревки натянутыми на вытянутых руках. Когда почувствуется постоянный ветер, одновременно сделать шаг назад и потянуть за веревку
Идеальным местом для запуска воздушного змея является открытое пространство без деревьев, каких-либо построек, проводов или других помех. Если есть деревья или здания, то нужно отойти достаточно далеко от них, чтобы на воздушный змей не влияла турбулентность, создаваемая ветром, при столкновении его с препятствиями.
Слайд 12Главное, чтобы костюмчик сидел…
Хороший воздушный змей должен быть
ярким, красивым и прочным.
Изучив советы мастеров и приняв
к сведению уже имеющийся свой опыт, мы сделали для себя такие
выводы:
Для изготовления лучше использовать яркие материалы, тогда в воздухе змей будет хорошо заметен даже на большой высоте;
Для обтяжки предпочтительнее легкие прочные ткани. Подойдут также яркие оберточные бумаги и пленки и полиэтиленовые пленки.
В зимнее время года нежелательно использовать полиэтиленовые пленки и леску (практика показала, что эти материалы не выдерживают испытания холодом, рвутся и лопаются в самый неподходящий момент);
Для каркаса лучше всего использовать бамбуковые палочки или бамбуковую щепу, или более современные материалы – стеклопластиковые стержни – прочные и легкие. Подойдут и рейки из более твердых пород древесины (берёза) (такие рейки меньше ломаются при неизбежных падениях во время испытаний).
Слайд 13Полёт мечты
Изготовление и запуск воздушного змея – это воплощение полёта
фантазии и мечты в настоящий полёт в поднебесье.
В ходе реализации
нашего проекта появились и покоряют небесное раздолье воздушные змеи разных видов и форм.
Однако сделать змея , даже самого красивого, - это только полдела. Нужно еще «научить» его летать.
Никакие расчеты и вымеренные размеры в наших условиях не позволяют гарантировать хороших лётных качеств. Только метод проб, ошибок и многократных испытаний позволяет добиться устойчивого и высокого полёта.
Слайд 14Змей вида Монах «Клоун» (простой плоский змей)
Простой плоский змей «Стелс»
Пёстрое
небо
Слайд 15Коробчатый змей «Патриот»
Участник республиканского фестиваля воздушных змеев 2007 год, III
место
Пёстрое небо
Объемный пилотируемый змей «Улан – 1»
Слайд 16Через тернии к звёздам
Еремеева Настя и
Ильичева Вероника (9 класс) работают над оформлением коробчатого змея
«Патриот»
И вот наш «Патриот» уже в полете
Слайд 17Результаты исследований
Объемные змеи летают устойчивее, так имеют больше плоскостей, которые
находятся под разными углами к ветру, что создает стабильную подъемную
силу.
Верхняя часть уздечки должна быть короче чем нижняя для создания подъёмной силы
Форма змея должна быть симметричной и сбалансированной, чтобы не заваливался в полете в одну сторону
В месте соединения уздечки с леером удобно использовать вертлюжок с карабином, чтобы уздечка не перекручивалась.
Слайд 18Строптивый змей
Одни из самых интересных змеев – воздушные управляемые змеи.
Но вместе с тем они самые капризные в полете.
Мы изготовили
несколько управляемых змеев и приступили к их «дрессировке».
Слайд 19Укрощение строптивого…
Испытание 1.
Слайд 24выводы
Во время наших испытаний змей поднялся и спикировал вправо.
Так повторилось несколько раз. Крен всегда был в одну и
ту же сторону. Мы решили отрегулировать длину уздечек и изменить угол атаки для лучшего подъема.
После проведенных изменений, змей стал летать более устойчиво. Мы стали учиться им управлять. Потянув за правый леер, змей уходил вправо. Если мы тянули левый леер, змей заворачивал влево. Итак, мы научились совершать маневры с нашим змеем.
Теперь нам хотелось освоить более сложные фигуры пилотажа. После нескольких неудачных завершений маневров, мы все-таки смогли сделать полный круг и определили для себя некоторые правила
Слайд 25Учимся совершать маневры
Руки надо держать перед собой, не расставляя их
широко (30–40 см.). Для выполнения фигуры «круг по часовой стрелке»
надо потянуть за правую верёвку, воздушный змей начнет поворачивать вправо, руки в таком положении нужно держать до тех пор, пока воздушный змей не совершит полный круг. При этом верёвки тоже перекрутятся. Для того чтобы их распутать, нужно совершить полный круг воздушным змеем в обратном направлении, в данном случае налево.
Для того чтобы посадить воздушный змей на землю надо, потянув за левую или правую верёвку, повернуть воздушный змей носом направо или налево и вывести его в зону B (см рисунок). Там подъемная сила минимальная, поэтому воздушный змей плавно опустится на землю.
Слайд 26Результаты работы
Мы многое узнали о воздушных змеях.
Научились конструировать и моделировать
змеев самостоятельно.
Постигли азы управления воздушными змеями.
Для каждого змея научились находить
свое дизайнерское решение.
Побывали на республиканском фестивале воздушных змеев, сделали буклет, провели мастер – класс, участвовали в акции «Ракеты на старт»
Трудности
Изготовление обшивки требует навыков работы на швейной машине.
Изделия трудоемки, процесс изготовления требует терпения и аккуратности.
Конструкция изделий достаточно хрупкая (во время испытаний не обходилось без поломок)
Изделия не очень удобны к транспортировке в отличие от магазинных аналогов.
Мы твердо уверены, что каждый воздушный змей не просто игрушка, а маленькое техническое изобретение.
Слайд 27Пёстрое небо
Если станет вам тоскливо,
Серым станет все как дым,
Запустите
в небо змея –
Сразу станет мир цветным!