Слайд 1История создания владимирского шитья
Алексеева Ю.А.,
учитель технологии МБОУ «Лицей №1»
Слайд 2Вышивка является одним из древнейших видов народного творчества. Искусно выполненный
узор превращал любую, даже самую простую грубую ткань в произведение
искусства. Русские женщины с давних времен славились умением с помощью иглы и различных нитей создавать на тканях красивейшие узоры. Этому искусству обучали с детских лет. Созданные на протяжении столетий различные приемы исполнения вышивки бережно хранятся до сегодняшних дней, совершенствуясь и развиваясь.
Слайд 3В ряду русских вышивальных традиций особое место занимает владимирская вышивка.
Так же, как вологодское кружево, хохломская роспись, владимирское шитье олицетворяет
то, что принято называть наследие русской культуры.
Слайд 4История создания владимирской вышивки связана с развитием золотого шитья. При
археологических раскопках захоронений XI-XII веков на территории бывшего Владимиро-Суздальского княжества
были найдены кусочки ткани с характерным шитьем. Фрагменты ткани позволили изучить особенности орнамента, технику выполнения вышивки. Она создавалась серебряными и золотыми нитками, чаще по шелковой основе. Драгоценным шитьем украшались элементы парадной одежды богатых людей (манжеты, воротник, подол платья).
Слайд 5Особенностью техники было то, что крупными стежками застилалось лишь лицевая
сторона орнамента (отсюда второе название владимирской вышивки – «верхошов»). Золотые
нити прикреплялись к ткани короткими стежками, так что с изнанки был виден только контур рисунка. Так появилась техника вышивки «в прикреп», которая легла в основу владимирских швов.
Слайд 6Поскольку создание владимирской вышивки связано с золотым шитьем, возникновение такой
техники вполне объяснимо. Золотые и серебряные нити были очень дорогими,
и вышивка лишь лицевую стороне давала максимальную экономию ниток. К тому же, техника «в прикреп», когда золотая нитка прикреплялась к ткани при помощи шелковой, позволяло сохранять золотую нить, чтобы использовать ее еще раз и в то же время сохранять целым изделие (т.к. золотые нити в то время были по сути очень тонкой проволокой).
Слайд 7Простой народ стал использовать подобную технику шитья, применяя вместо золотых
нитей шерстяную пряжу либо хлопковую нить. В XIX веке такой
вышивкой занимались монахини из монастыря святого Иоанна Милостивого, находящегося в поселке Мстёра в 100 км от Владимира. Он обучали своему мастерству и крестьянок, и горожан. Мстёрские мастерицы, считается, заложили основу владимирского шитья – вида гладьевой вышивки.
Слайд 8Отличительная особенностью мстёрской вышивки было использование только белых нитей. Для
основы брались тонкие х/б ткани типа батиста, маркизета. Мстёрская вышивка
выглядит легкой и воздушной, как кружево.
Слайд 9Прославлен на Руси поселок Мстера,
Владимирский, уютный, русский край,
Где вечерами мастерицы
грели
В своих руках волшебных ниток рай.
И затянув печально, тихо песню
Простую,
а порою и без слов,
Орнаментом на ткань ложился древний,
Владимирский, прекрасный верхошов.
Орнамент прост и сложен как природа,
В нем отражен привычной жизни стиль,
Здесь сказки, были русского народа
Сплелись узором в длинный путь один.
Слайд 10Кроме мстёрского, на Владимирской земле развивался и александровский промысел (в
г. Александров). Вышивка александровский мастериц отличалась от мстёрской более крупными
объемами яркого, с преобладанием красного цвета, орнамента, усиленного цветными контурами. Такая цветная гладь стала называться александровской. В основную красную гамму чаще всего вводились вкрапления зеленого, синего, желтого цветов. В качестве основы использвался лен.
Слайд 11Для владимирского шитья характерны растительные мотивы (цветы, листья, плоды). Середины
крупных элементов заполнялись сеткой. Такой вышивкой украшали не только одежду,
но и предметы быта (скатерти, рушники, прихватки, подзоры - покрывала для кровати с вышитым краем, наволочки).
Слайд 12Образцы древней владимирской вышивки хранятся в коллекции Музея народного искусства
в Москве, Владимиро-Суздальском историко-художественном музее-заповеднике и во Мстёрском музее.
Слайд 13Владимирское шитье унаследовало старинные златошвейные традиции и вобрало в себя
народные черты декоративной вышивки. Сегодня владимирская гладь опять популярна. Цветовая
гамма современной вышивки значительно расширена, используются практически все насыщенные цвета, включая черный. Яркость красок этой вышивки оживит любой интерьер.