Слайд 1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Очкуровская СОШ» Николаевского района, Волгоградской
области,
село Очкуровка
ТЕМА:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ»
Работа предназначена для учителей начальных классов, работающих по любому УМК
Подготовила учитель начальных классов
МКОУ «Очкуровская СОШ»
Томиленко Валентина Петровна
Слайд 2ПРОБЛЕМА
Работая много лет в школе, столкнулась с такой проблемой: трудно
найти контакт с детьми. Они становятся пассивны, молчаливы на уроках.
Это и натолкнуло меня на работу над проблемой “Технология сотрудничества на уроках в начальных классах ”.
Слайд 3ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Учиться вместе, а не просто выполнять
что-то вместе.
Слайд 4Цели:
Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся, формирование личностных
качеств личности (самостоятельности, трудолюбия и др.)
Слайд 5ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (ОБУЧЕНИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ)
основана на использовании различных методических
стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия
учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. В качестве традиционных технологий использую такие формы обучения во взаимодействии, как:
- диалогическая, парная;
- групповая;
- игровая.
Слайд 6КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
по уровню применения - общепедагогическая технология;
по философской основе -
гуманистическая;
по основному фактору развития - комплексная биосоцио и психогенная;
по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;
по ориентации на личностные структуры - всесторонней гармоничная;
по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
по типу управления: система малых групп;
Слайд 7
по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;
по
подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая,
игровая;
по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;
переход от педагогики требования к педагогике отношений;
гуманно-личностный подход к ребенку;
единство обучения и воспитания.
Слайд 8
Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем
занимают отношения "учитель-ученик". В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект
своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
Слайд 9НАПРАВЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:
новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
новую трактовку индивидуального подхода;
формирование положительной Я-концепции, т. е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.
Слайд 10
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Открываются новые принципиальные подходы
и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей;
содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.
Слайд 11
3. Концепция воспитания. Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции,
согласно которым развивается воспитание в современной школе:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
развитие творческих способностей ребенка;
возрождение русских национальных и культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели.
Слайд 12ПОСТРОЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ
соревнуются друг с другом за право называться
лучшими.
приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой
собственные цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна;
работают,
объединившись
в небольшие группы.
Слайд 13ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
1. Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
-
единой цели, которую можно достичь только сообща;
- распределения внутригрупповых ролей,
функций;
- единого учебного материала;
- общих ресурсов;
- одного
поощрения на всех.
Слайд 14
2.Личная ответственность каждого, т.е. индивидуальная ответственность каждого ученика: успех или
неуспех всей группы зависит от удач каждого ее члена. Учащиеся
следят друг за другом, помогают друг другу.
3. . Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
Слайд 15УЧИМСЯ ВМЕСТЕ
Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой
темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы
отдельных групп достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом. С самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально – психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.
Слайд 16Диалог – одна из форм сотрудничества
Правила работы в диалоге:
отвечать на поставленный вопрос;
каждый имеет право на свою версию;
каждый имеет
право поддерживать версию другого;
каждый имеет право критиковать версию другого.
Слайд 17ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ
совместная работа должна занимать не
более 15-20 мин. в 1-2 кл., не более 20-30 мин.
в 3-4 кл;
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
можно разрешить ребенку отсесть и работать в одиночку, при этом учитель не должен показывать свое недовольство;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
Слайд 18ВЫВОД:
Вовлечение учащихся в активную деятельность на всех этапах урока, максимальное
использование самостоятельности учащихся позволяет обеспечить положительную динамику.
Слайд 19ИСТОЧНИКИ
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. – М., 2003. – 272 с.
2. Селевко. Современные образовательные
технологии. – М., 2001.
3. Русский язык в начальной школе / Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. – 383 с.
4.ipk@ipk.tambov.su
1. Журнал Начальная школа плюс до и после.
№ 6, 2004 г., стр.69
№ 1, 2008 г., стр. 16
Учебное сотрудничество младших школьников на уроках
№ 6, 2008 г., стр. 19
Педагогика сотрудничества как условие развития личности
Яндекс. Картинки.
Фото из личного архива