Слайд 1Папье - маше
Проектная работа
учащихся 4 «а» класса
МБОУ СОШ ст.
Терской
руководитель Климова Л.В.
Слайд 2Цель: познакомить с историей возникновения папье-маше,
Технологией изготовления и применением.
Слайд 3Задачи:
Способствовать умственному и эстетическому развитию;
Расширять кругозор учащихся, формировать творческое отношение
к жизни;
Воспитывать художественный вкус, учить терпению, наблюдательности.
Ход исследования
1.Что такое папье – маше?
2.Из истории папье – маше.
3.
Где применяют папье – маше.
4. Технология изготовления.
5.Творческая работа учащихся.
Слайд 6Что такое папье – маше?
Папье-маше представляет собой легко поддающуюся формированию массу,
которую получают из смеси волокнистых материалов (картон, бумага) с клеящими
веществами (гипс, крахмал и т.п.). С технической точки зрения папье-маше можно рассматривать как композитный конструкционный материал, являющийся предшественником современной древесноволокнистой плиты. А все потому, что папье-маше так же, как ДВП, состоит из целлюлозных волокон и небольшого количества клея.
Слайд 7Из истории папье – маше.
Папье-маше появилось во Франции еще
в
начале XVI века, где изначально
его использовали для изготовления кукол.
В
переводе с французского «papier mаchе» означает «жеваная бумага».
Несколько позже во второй половине
XVII века интерес публики начали привлекать импортные
японские и китайские декоративные изделия, что
послужило серьезным толчком к развитию папье-маше в Европе.
В России папье-маше стало популярным предположительно в эпоху Петра I, который оказал немалое влияние на развитие различных ремесел, а также ввел в моду коллекционирование разнообразных предметов искусства. Однако на уровень промышленного производства художественных изделий папье-маше вышло только в XIX веке, когда в Холуе, Палехе и Федоскино начали выпускать лаковые миниатюры.
К этому времени можно отнести и расцвет производства изделий из папье-маше во всем мире. Так, на британских островах, во времена королевы Виктории, существовало порядка 25 компаний, специализирующихся на выпуске таких изделий. Одними из самых известных мастеров этого периода были Bettridge и Jennings из Бирмингема, владеющие собственными магазинам в Нью-Йорке и Лондоне.
Слайд 8Где применяют папье – маше.
Из папье-маше можно изготавливать самые разнообразные
предметы и аксессуары: игрушки,новогодниеукрашения, шкатулки, табакерки, вазы, маски, муляжи, рамы для
зеркал, театральную бутафорию и т.д. В отдельное звено можно вынести посуду из папье-маше: тарелки, чашки, кружки, миски, супницы, подносы, салатницы. Кроме того, папье-маше используют для изготовления различных украшений и бижутерии – бус, браслетов, сережек, заколок, брошек, кулонов и др.
В некоторых случаях из папье-маше производят светильники и мебель, которые на первый взгляд совсем не отличаются от настоящих. Тумбочки, комоды, банкетки, пуфики, кресла, столы, кровати и многое другое – все это возможно выполнить из бумаги. Также папье-маше можно использовать для создания таких элементов интерьера как архитектурная лепнина для потолков и стен, декоративные колонны и стеновые панели.
Слайд 9Технология изготовления
В общей сложности можно выделить три основных технологии изготовления
изделий из папье-маше.
Суть первой технологии заключается в послойном наклеивании небольших кусочков мокрой
бумаги на какую-то определенную форму. Классическая техника папье-маше предполагает нанесение от нескольких до ста слоев бумаги. Раньше для этой цели обычно использовали крахмальный или мучной клейстер, в то время как сегодня чаще всего применяют поливинилацетатный клей. Для создания папье-маше используют газетную бумагу и гипсовые формы, а для создания сферических форм – воздушные шарики. В некоторых случаях среди слоев бумаги пропускают слои марли или ткани, то есть производят армирование, что делает изделие более крепким на разрыв.
Второй способ изготовления состоит в формировании изделий из жидкой бумажной массы. Разрезанную на маленькие кусочки бумагузаливают горячей водой и выдерживают в теплом месте в течение суток. Затем полученную смесь кипятят, отжимают, разрыхляют и высушивают. Готовый состав тщательно перемешивают с мелом, после чего при непрерывном помешивании добавляют в него клей до тех пор, пока не получится пластичное глиноподобное тесто. В качестве клея, как правило, используют смесь столярного клея и крахмального клейстера. Готовое тесто помещают в заранее приготовленную форму либо наносят слоем на поверхность формы, после чего выдерживают до полного высыхания, что может занять 1-5 суток в зависимости от температуры в помещении. Сушить изделие следует только при комнатной температуре, так как при сушке на батаре
Слайд 10при комнатной температуре, так как при сушке на батарее оно
может покрыться трещинами.
Существует и несколько другой вариант изготовления бумажной массы
для папье-маше. Куски газеты замачивают на ночь в воде. Затем воду сливают, а массу кипятят в новой чистой воде до тех пор, пока волокна бумаги не начнут разрушаться. Обычно это занимает не более 30 минут. После окончания кипячения излишки воды сливают, а массу разминают до полного разрушения волокон, после чего перемешивают ее с клеем до получения глинообразной консистенции.
Также для изготовления изделий из папье-маше по второму способу можно использовать картонные лотки из-под яиц. Для этого лотки разрывают на кусочки, заливают кипятком и оставляют на сутки, после этого добавляют немного воды, помещают смесь в миксер и размельчают. Готовую массу отжимают через марлю или ткань, добавляют одну часть ПВА и две части обойного клея, и тщательно перемешивают – смесь должна получиться клейкой и однородной, но при этом не приставать к рукам.
Третий способ изготовления изделий из папье-маше заключается в склеивании пластин плотного твердого картона под давлением. Полученное изделие грунтуют и раскрашивают.
Слайд 11Как сделать папье – маше своими руками
Сначала необходимо определиться с
формой будущего изделия из папье-маше. Причем, если вы предполагаете, что
форма останется внутри изделия, то ее необходимо смазать клеем. Если же форма впоследствии будет извлекаться, то ее нужно смазать вазелином или растительным маслом (иногда используют полиэтиленовую пленку, так как она не оставляет остатков, но может спровоцировать появление складок в текстуре папье-маше), и клеить первый слойбумаги прямо на него. В классическом варианте изготовления папье-маше газету или бумагу рвут на маленькие кусочки руками, однако сегодня нередко используют и ножницы. Готовыми кусочками нужно оклеить всю поверхность формы – это будет первый слой папье-маше. Затем смазываем первый слой клеем и сверху наклеиваем второй слой. Для того, чтобы не запутаться где и какой слой заканчивается, для второго слоя можно взять бумагу другого цвета.
Далее по аналогии оклеиваем форму еще несколькими слоями бумаги. Кусочки бумаги могут иметь и более крупные размеры, тогда дело будет двигаться быстрее. Но в этом случае куски бумаги нужно сначала опустить в миску с клеем, дать им намокнуть, а затем еще желательно помять их в руках, чтобы они плотно покрыли поверхность, собравшись в складки. Получившиеся складки нужно хорошенько разгладить руками.
Если же вы решили сделать папье-маше из бумажной массы, то простор фантазии здесь неограничен. Данный процесс несколько напоминает лепку из пластилина или глины. Вы можете вылепить практически все, что пожелаете – от простейшей копилки до замысловатой статуэтки.
Слайд 12Готовое изделие из папье-маше желательно обработать мелкой шкуркой, затем прогрунтовать
при помощи шпаклевки на основе латекса или воды (шпаклевку на
масляной основе использовать не стоит), а потом украсить по собственному усмотрению: разрисовать, наклеить аппликации, покрыть лаком. Если вы хотите получить глянцевую поверхность, то используйте масляные или алкидные краски, для получения матовой поверхности – темперные краски. Однако если на окрашенную темперой поверхность вы нанесете бесцветный лак, то она тоже будет блестеть. А вот акварель и гуашь для раскраски папье-маше лучше не использовать (не смотря на то, что именно этому многих из нас учили в школе), так как эти краски имеют свойство пачкаться и стираться. Исключения составляют только те изделия, поверхность которых после нанесения гуаши или акварели покрывается лаком.
Кстати сказать, можно не только разрисовать готовое изделие из папье-маше, но и заблаговременно сделать его цветным. Причем сложного тут, как отмечает Ремонт позитивный, ничего нет: в процессе приготовления к бумажной массе подмешивают хорошо разведенный раствор анилиновой краски. Особую актуальность этот способ окрашивания носит при изготовлении таких часто используемых предметов, как пеналы и шкатулки – даже если их углы «оботрутся», они не будут выбиваться из общего цветового решения изделия.