Слайд 1Разметка заготовок из древесины.
Эпиграфом к уроку может служить китайская пословица
“Скажи мне - и я забуду. Покажи мне ~ и
я запомню. Вовлеки меня - и я научусь”.
Технология 5 класс.
Учитель технологии Никитина Г.Н.
г. Волжский
Слайд 2Актуализация опорных знаний:
"Назовите назначение технологической карты.
"Что называется заготовкой?
"Что называется технологической
операцией?
Слайд 3Цель урока:
Ознакомиться с инструментами, применяемыми для выполнения разметки;
Научиться приемами разметки
деталей из дерева;
Продолжать развивать пространственное воображение.
Слайд 4Чтобы выполнить любое задуманное дело и получит такое изделие, которое
бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке,
нужно все тщательно продумать.
Что нужно сделать, прежде чем изготовить какое-либо изделие?
Заготовку нужно разметить.
А что значит разметить?
Указать точками и линиями границу обработки заготовки.
Что такое разметка?
Разметкой называют нанесение контурных линий будущего изделия на заготовку.
Слайд 5Чем выполняют разметку?
Для этого пользуются чертежными и измерительными инструментами, такими
как карандаш, линейка, угольник, циркуль, рейсмус, чертилка, а так же
шаблоны.
Слайд 6Разметочные и измерительные инструменты.
Как вам уже известно, разметку древесины
и древесных материалов выполняют различными инструментами, большинство из которых используют
и для измерений в процессе изготовления деталей:
рулетка — для измерения и разметки пило- и лесоматериалов;
метр — для разметки черновых заготовок;
линейка — для измерения деталей и заготовок;
угольник — для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей;
малка— для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру);
рейсмус и скоба — для нанесения параллельных линий при обработке кромок или пластей заготовок;
циркуль — для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров;
Слайд 7При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник.
Расстояние между
линиями разметки 3 на заготовке 1 можно предварительно отметить линейкой
на пласти Б вблизи кромки А. (рис.а)
С помощью угольника можно разметить на заготовке 1 линии под прямым углом к базовой кромке А (место от которого будет вестись отсчет), а так же провести параллельные линии. (рис.б). К этой кромке прикладывают основание угольника 4 и карандашом вдоль его линейки проводят линию. Полученная линия будет перпендикулярна базовой кромке А.
С помощью линейки заготовку можно разметить на бруски определенной ширины (рис.в, г)
Параллельные базовой кромке А линии можно провести с помощью рейсмуса (рис. д)
Слайд 8С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке.
Затем отмечается центр.
Радиус откладывается на линейке.
По отложенному радиусу очерчивается
окружность.
Слайд 9Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур,
осуществляют с помощью специальных шаблонов.
Шаблоны представляют собой готовую деталь
или ее форму, изготовленную из древесины, металла, пластмассы или картона.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.
Слайд 10От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Поэтому будьте внимательны
при работе. Старайтесь разметку вести так, чтобы из одной заготовки
получилось как можно больше деталей.
Не забывайте о припуске.
Припуск — слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании — до 5 мм).
При разметке заготовки помните об экономном расходовании.
Слайд 11Виды брака и возможности его устранения
Распространенный вид брака при разметке
– несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце
изготовляемой детали. Причиной этого может быть:
б) несоблюдение приемов разметки;
в) невнимательность работающего;
а) неточность измерительного инструмента.
Слайд 12Организация рабочего места
1. На рабочем месте не должно
быть ничего лишнего.
2. Каждый предмет нужно класть на
отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.
3. Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.
4. Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.
Слайд 13Правила безопасности труда
1. Обращаться с чертежными инструментами нужно
очень осторожно, чтобы не поранить глаза и руки.
2.
Нельзя класть карандаш и разметочный циркуль в карман, их можно держать только на столе.
Слайд 14Проверка усвоения нового материала (по вопросам)
Какие инструменты
применяют для разметки заготовок из древесины?
Что называют разметкой
деталей?
Для какой цели применяют шаблоны?
Почему при разметке циркулем усилие прилагают к ножке, установленной в центре отверстия?
Какие правила безопасности надо соблюдать при разметке?
Как правильно разместить на столе, линейку, угольник, циркуль, заготовку, шаблон?
Слайд 15Практическая работа.
На бруске провести параллельные линии с помощью линейки и
карандаша.
Провести параллельные линии с помощью рейсмуса.
Провести с помощью угольника линии
под углом 90°.
На листе фанеры выполнить разметку с помощью шаблона.
Слайд 16Итог урока
Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой
в начале урока?
Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?
Какие
трудности встретились?
Что показалось наиболее интересным?